Слабоалкогольные напитки хотят добить высокими акцизами

Генеральная прокуратура предложила повысить стоимость акциза на спирт, чтобы сделать производство слабоалкогольных напитков экономически невыгодным для производителей.

Заместитель генерального прокурора Александр Лашин считает, что такой шаг приведет к сокращению потребления алкоголя.

«В первую очередь необходимо поднять стоимость акциза на спирт, тогда производство слабоалкогольных напитков, различных коктейлей будет для предприятий невыгодным», — цитирует его БЕЛТА.

По словам Александра Лашина, доступность алкоголя и его низкая цена являются причинами увеличения потребления алкогольных напитков в стране. «Считаю, что в первую очередь необходимо исключить доступность, и, безусловно, должна быть разработана какая-то другая ценовая политика», — сказал он.

Игроки рынка появлению новой инициативы по сокращению производства слабоалкогольных напитков не удивились. Правительство еще в июле озвучило свою позицию в отношении слабоалкогольной продукции. «Мы решительно выступаем против производства и реализации слабоалкогольных напитков», — заявил тогда первый замминистра торговли Михаил Свентицкий.

В начале сентября Министерство по налогам и сборам подготовило проект решения о запрете производства, реализации и ввоза слабоалкогольных напитков. После чего стало ясно, что правительство намерено идти до конца в стремлении очистить рынок от слабоалкогольной продукции, пишут Белорусские новости.

Однако озвученное намерение повысить акцизы на спирт может сделать это раньше указа. «Акциз можно поднять до космических размеров, на что производителям придется отреагировать повышением цены на конечную продукцию. Но потребитель может быть не готов покупать слабоалкогольные напитки по новой цене, и продукт чисто экономически будет вытеснен с рынка, — отметила начальник отдела маркетинга ОАО «Лидское пиво» Татьяна Бабурчик. — Если это захотят сделать, то сделают».

Эффективность такого оружия как повышение акциза уже проверена. В августе 2007 года произошло почти двукратное увеличение акцизной ставки на слабоалкогольную продукцию. И если два года назад в Беларуси было произведено 3,03 млн. дал слабоалкогольных напитков, то в прошлом году — 2,8 млн. дал. В январе-июне этого года производство упало на 4,6% до 1,347 млн. дал.

Тем не менее, игроки рынка надеются, что кампания против слабоалкогольных напитков не приведет в итоге к их полному уничтожению. И подготовленный проект указа президента дает повод для оптимизма. Предполагается, что с рынка будут вытеснены напитки, изготовленные с использованием этилового ректификованного спирта. А напитки, изготовленные способом естественного брожения, а также путем смешивания напитков безалкогольных и ферментированных, будут разрешены к производству и продаже.

Сейчас производители ожидают от правительства конкретных заявлений, чтобы планировать производственный процесс и решать, как поступить с имеющимися запасами сырья. Хотя больше всего им хочется убедить власти в абсурдности принимаемых мер по снижению употребления алкоголя путем запрета слабоалкогольных напитков. По мнению игроков рынка, «при обилии 18-градусных плодовых вин говорить о том, что мы спаиваем население напитками с 6-процентным содержанием алкоголя, некорректно. Это попахивает лицемерием».

Официальная статистика говорит о том же. В январе-августе через торговую сеть было реализовано только 916 тыс. дал слабоалкогольных напитков. В то же время водки в 7,5 раз больше (7,17 млн. дал), пива почти в 18 раз больше (17 млн. 811,6 тыс. дал).

Как отмечают производители слабоалкогольных напитков, бороться с пьянством можно другими методами. Например, ограничить уровень содержания алкоголя в напитках 6%. Тем самым с прилавков исчезнут напитки с содержанием алкоголя 9%, преимущественно российских и украинских производителей.

Полный запрет на производство и продажу слабоалкогольных напитков к тому же экономически невыгоден, заявляют игроки рынка. «Сейчас белорусские предприятия, выпускающие слабоалкогольные напитки, приобретают акцизные марки на сумму более 10 млрд. рублей. В случае прекращения их производства такой пробел вряд ли удастся заполнить в течение года хотя бы на одну треть», — заявил ПРАЙМ-ТАСС эксперт рынка алкогольных напитков.

К возможным финансовым потерям он также отнес НДС и налог с прибыли от продажи этой продукции. Кроме того, эксперт отметил, что, вероятнее всего, предприятиям придется сократить часть персонала, занятого в производстве слабоалкогольных напитков. А это приведет к росту безработицы.