Шесть факторов, которые повлияют на экспорт молочной продукции в 2016 году

Американский совет экспортеров молочной продукции (U.S. Dairy Export Council/USDEC) назвал шесть основных факторов, которые повлияют на спрос и поставки молочных продуктов.

1. Переизбыток молока в мире

Учитывая снижение закупок со стороны России и Китая, USDEC говорит о необходимости замедления производства молока. Несмот-ря на резкое снижение покупок в Китае и России, а также падение цен франко-ферм, для многих производство молока осталось довольно прибыльным. Надой молока среди пяти ключевых поставщиков — ЕС, США, Новая Зеландия, Австралия и Аргентина — вырос на 2 % в период с апреля 2015 года (когда произошла отмена квот в ЕС) по сентябрь. По предварительным подсчетам USDEC, рост за четвертый квартал 2015-го составил еще 1 %.

Молочные потоки замедляются, однако недостаточными темпами. Основные вопросы, которые тревожат индустрию:

• Какое влияние на производство окажет Эль Ниньо (и последующий за ним циклон Ла Нинья), особенно в Океании?

• Смогут ли европейские переработчики платить фермерам достаточно, чтобы сдерживать рост?

• Продолжится ли рост молочного производства в Китае?

2. Изменение ассортимента продукции

В 2015 году Новая Зеландия произвела стратегические изменения своего ассортимента в связи со снижением поставок цельного сухого молока в Китай. ЕС перенаправил молоко, предназначенное для продажи сыров в Россию. Оба молочных гиганта переключились на сухое обезжиренное молоко и масло, расширили экспортную деятельность и увеличили присутствие на рынках Юго-Восточной Азии, Южной Кореи, Японии, Ближнего Востока и Мексики.

Усилилась конкуренция в экспорте сыров, сухого молока и других молочных продуктов. Фактически в 2015 году Новая Зеландия экспортировала сыр в таких же объемах, как Соединенные Штаты, которые были названы крупнейшим экспортером сыра в 2013-м. Куда перенаправят свои поставки ЕС и Новая Зеландия, если ситуация в России и Китае не изменится?

В течение последних нескольких лет крупнейшие европейские переработчики инвестировали сотни миллионов долларов в предприятия по сушке молока и сывороточного белка. В Новой Зеландии инвестиции пошли на различные продукты — от сухого молока до продуктов с высокой добавленной стоимостью (лактоферрин, УВТ-молоко, концентрат молочного белка и сыр).

3. Экономический рост в Китае

Экономический рост в Китае способствует потреблению молочных продуктов. Сигналом на предстоящийгод является то, что Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост ВВП для возникающих и развивающихся рынков на 4,5 % в 2016 году, что на полпроцента больше, чем в 2015-м.

Однако политическая нестабильность, низкие цены на нефть, которые сохраняются шесть лет, беспокойства по поводу экономики Китая создают определенные риски. Более слабая китайская экономика (которую Китай называет «новой нормой») заставляет задуматься не только о влиянии на внут-реннее потребление, но и о воздействии на экономику (и потребление) в Юго-Восточной Азии, Японии, Корее и остальных странах мира.

Необходимо обозначить несколько моментов:

• рост ВВП в Китае все еще увеличивается, и показатель превышает 6 %;

• несмотря на признаки опасности в банковском деле, производстве и других секторах, потребительские расходы остаются удовлетворительными. Это наиболее успешная часть экономики и положительный признак того, к чему стремится правительство Китая: превратить экономику, основанную на экспорте, в экономику, основанную на частном потреблении;

• Китай стремится поддержать рост потребления, что позволит МВФ сохранить юаню статус резервной валюты.

4. Быстрое изменение законов и постановлений

С мая 2014 года USDEC работает с китайскими властями над внедрением нового требования регистрации молочного завода для поставщиков импортных продуктов. В настоящее время Китай оценивает результаты аудитов заводов, проведенных прошлым летом. Это пример того, сколько времени и усилий требуется для появления зарубежных нормативных требований и облегчения роста молочного экспорта из США.

Страны, представляющие приблизительно половину мирового населения, находятся на стадии изменения своих законов о безопасности пищевых продуктов. Сюда не входят страны, которые ужесточают системы географических индикаторов или пересматривают правила маркировки. К вопросам, ожидающим решения в 2016 году, относятся проверка санитарно-гигиенических заключений в Турции и система регистрации заводов в Южной Корее. Любые изменения существующих регулирующих режимов могут оказать влияние на экспорт молочной продукции, в частности из США.

5. Рост международных соглашений о свободной торговле

Нет сомнения, что соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве (ТТП) повлияет и на торговлю молочными продуктами. 20 декабря вступили в силу соглашение о свободной торговле между Австралией и Китаем и соглашение о свободной торговле между Новой Зеландией и Южной Кореей, которые поддержат конкуренцию со стороны Океании.

Помимо ТТП, Австралия, Новая Зеландия и ЕС ведут переговоры по поводу заключения соглашений с более чем 40 странами. Приоритетной задачей является не только доступ к молочному рынку. ЕС использует торговые соглашения, чтобы перенести свой режим географических признаков в максимально возможное количество стран, создавая тем самым барьеры для торговли сыром из США. Что касается США, в настоящее время подписаны 18 соглашений о свободной торговле, которые позволили стране получить дополнительную прибыль от экспорта в размере 6 млрд долларов в период с 2004 по 2014 год.

6. Рост доллара

На протяжении 2015 года американский доллар вырос на 11–15 % по сравнению с основными конкурентами — Австралией, ЕС и Новой Зеландией. Хотя валюта играет важную роль в торговле молочными продуктами, ее значение — вторично по сравнению со многими другими факторами (возглавляют список спрос и предложение). Доллар может оказать потенциальное влияние на общий спрос в основных странах-импортерах. Поскольку торговля молокопродуктами осуществляется в долларах, сильный доллар может способствовать росту импортных цен, что постепенно отразится на потребителях и потреблении. Таким образом, замедлится спрос, что крайне невыгодно для экспортеров.

Журнал Продукт.BY выпуск №1 (165) 2016