Санкции не помогли. Почему животноводство в России — в кризисе

Спустя год после запрета на поставку мясных продуктов в Россию из Европы выяснилось, что производители крупного рогатого скота не смогли заполнить выгодную нишу.

Переработчики, как прежде, вынуждены закупать мясо на стороне.

Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин выяснил, почему мясоперерабатывающая отрасль России без европейского товара оказалась в кризисе, а бизнесмены не рискуют вкладывать деньги в разведение коров и свиней.

Министерство сельского хозяйства России открыло прием заявок для фермеров по проектам на возмещение затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Таким образом Минсельхоз старается спасти молочное скотоводство страны. В России осталось 8 миллионов голов, за последние десятилетия под нож безвозмездно отправили 13 миллионов бурёнок! Государство за новую или отремонтированную ферму готово выделить до 450 тысяч рублей.

Выращивание коров стало затратным бизнесом.

В 2015 году поголовье коров в России за год продолжило снижаться на 2,4 %, производство молока падает (минус 0,3 %), а цены растут: говядина с начала 2015 года подорожала на 15 %.

Что ест корова? Почему российское мясо дороже импортного Представитель Минсельхоза называл одним из приоритетов с точки зрения господдержки именно выращивание коров, крупного рогатого скота (КРС), потому что проекты окупаются здесь значительно медленнее, чем, например, в свиноводстве.

В регионах фермеры уже отреагировали анонсированием новых проектов.

«У нас в комплексе 645 голов КРС, а планируется увеличить стадо до 4500 голов, в дальнейшем хочу создать кооператив среди местных жителей, чтобы помочь землякам разводить коров», — строит планы директор крестьянско-фермерского хозяйства «Рафаэль» Ростовской области Рубен Арутюнян.

Фермеру остро необходимо развивать свое стадо, иначе он не окупит другой проект — скотобойню, открывшуюся в начале ноября.

Чтобы решить проблему с поставками сырья предприятие создало собственные вертикально интегрированные группы, которые объединяют в себе животноводческие хозяйства, обеспечивают хранение мясного сырья, его переработку и организуют собственные сбытовые сети.

«Сами выращиваем и сами забиваем», — делится со мной Рубен Арутюнян, приглашая внутрь помещения.

На хладобойне в слободе Барило-Крепинской принимают в основном своих выращенных свиней и коров.

В цеху, как в операционной, стерильно и светло. Свиней убивают относительно гуманно — током.

Новая скотобойня в слободе Барило-Крепинской открылась неделю назад. Стоило предположить, что фермеры повезут живой товар сюда. Ведь еще год назад многие из них сетовали, что из-за отсутствия лицензированной хладобойни приходится везти скот за сотни километров в соседние Воронежскую и Белгородскую области.

Но во дворе загоны для животных пусты. Нет очередей из грузовых машин с коровами и свиньями. Рубен Арутюнян признается, что «еще партнеров мало».

Мощности предприятия заполнены лишь на четверть, хотя здесь создан полный цикл переработки живого мяса — от шоковой заморозки до хранения.

У хозяев коров своя правда — их не устраивает цена переработчика.

Вкуснейшее мясо и «золотое руно» российских овец на родине невостребованны. Молчание баранов. Накормить страну крестьянин может лишь себе в убыток По словам председателя правления Мясного союза России Мушега Мамиконяна, от зеркальных санкций со стороны России в отношении стран Евросоюза пострадала в большей степени как раз отечественная мясопереработка, получавшая сырье из Европы.

«Импортозамещение в мясопереработке нельзя решить в течение года, это требует долгосрочных программ», — считает он.

Если взять для примера ту же Ростовскую область, то основные 25 мясокомбинатов региона обрабатывают лишь 12 % местного мяса. Материал для изготовления колбас и паштетов завозят на Дон даже из Бразилии и Чилию Раньше это мясо шло из Европы.

«Можно разогнаться — и пролететь!»

Беспокойство о судьбе российского скотоводства есть очевидное. В следующем году России может не хватить мяса и молочной продукции. С таким прогнозом недавно выступила счётная палата.

Для многих российских фермеров услуги хладобойни не выгодны по цене.

Почему же российские фермеры, получив от эмбарго комфортные условия развития, не воспользовались преимуществом перехватить инициативу у конкурентов?

Директор колхоза «Родина» Ростовской области Николай Тесленко (хозяйство находится рядом с Калмыкией) объясняет главные проблемы выращивания крупного рогатого скота:

«Нехватка комбикормов для питания коров и дефицит воды. Если не напоить скотину — она умрет».

По словам селянина, их колхозу воду для коров приходится возить за 50 километров, брать в реке Маныч и только в нескольких родниках, потому что в других местах вода соленая, для животных не пригодная в пищу.

Специалист добавляет: «Чем больше в весе бык, тем больше убытков от него, ведь он больше ест, бизнес не выгоден, поэтому реально люди бросают выращивать коров».

Хрюшки в грязи поваляться любят, но перед входом в свинарник под душем моются. «Убрать из России дураков». Кто мешает и намеренно вредит крестьянам? Представители крупных компаний Дона и вовсе признаются местным властям: «Мы не собираемся рисковать и вкладывать деньги в этот бизнес, пока не поймем, какая подразумевается поддержка государства. Можно ведь разогнаться и пролететь!»

Директор мясокомбината «Виктория» Ростовской области Сергей Мораш привел в качестве положительного примера по взаимодействию власть — бизнес Белгородскую область, где предприниматели рискнули вложить деньги в развитие животноводства под гарантии регионального правительства — и выиграли!

На местах фермеров поддержат субсидиями

Варианты спасения отрасли предлагают и местные региональные власти.

На Дону решено давать фермерам субсидии на выращивание животных, а также выделять фермерам земельные участки для развития предприятий мясопереработки. Как заверил губернатор Ростовской области Василий Голубев, такие меры поддержки мясопереработчиков найдут свое отражение в бюджете 2016 года.

По мнению директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Светлана Соколова, фермеры сами зачастую не пользуются уже существующими льготами. «Преференциями на местные льготы — на имущество и прибыль — воспользовалось только одно предприятие — из хутора Раздольного Ремонтненского района», — отметила она.

В России поголовье КРС падает, а объемы производства колбасы не уменьшаются.

Проблемы развития мясопереработки подытоживает руководитель территориального управления Роспотребнадзора Ростовской области Михаил Соловьев: «За последнее время проверили 400 объектов и на всех найдены нарушения, работа 33 предприятий остановлена судом».

По его словам, главные нарушения — это несоответствие санитарно-технических регламентов, так как владельцы мелких предприятий «не имеют понятия, что есть нормы выращивания и переработки животных, пока не придёт инспектор…»

Вот и получается, что хозяин коровы или свиньи не выдерживает современные требования санитарных норм, а когда привозит сдавать животное на скотобойню, ему предлагают за голову «гроши». В итоге ничего не остается, как бросить нерентабельный бизнес.

Источник: AиФ