Ритейлерские надежды

Выступление председателя Ассоциации розничных сетей Беларуси Наталии ШАБЛИНСКОЙ вызвало резонанс среди участвующих в форуме фермеров. В свою очередь, они подняли проблемы взаимодействия производственного и торгового секторов.

Отметив эффективную работу и прогресс в подходах фермерских хозяйств и в целом производителей плодоовощной продукции, Наталия Шаблинская сказала, что торговля постоянно испытывает потребность в таком товаре.

По ее мнению, недостаточно высокий уровень потребления плодоовощной продукции в республике, наверное, связан с предложением ее на нашем рынке.

Мы сейчас в середине пути. Люди думают о здоровом питании, когда нужна качественная, экологически чистая и красивая, в хорошей упаковке продукция. Есть надежда, что внимание правительства и государственные программы приведут к положительному результа-ту, и потребительский спрос в полной мере будет решен, так же как и импортозамещение.

Вспомнив первые шаги фермеров в продвижении своей продукции, в частности крестьянского фермерского хозяйства М. Г. Шруба, эксперт отметила, что в тот период времени, когда оно смогло предложить свою продукцию для реализации, не было никакой готовности:

  • ни продуманной логистики,
  • ни упаковки, ни работы с товарно-транспортными накладными.

Хозяйство не могло иметь штрихкоды на свою продукцию, что для торговли вообще неприемлемо. Поработав в направлении движения навстречу, сегодня практически во всех сетях есть продукция этого хозяйства, она действительно конкурентоспособна. Удалось договориться по всем мельчайшим деталям, чтобы поставлять товар в больших объемах.

Сегодня розничные сети оптимизируют свою работу, что заключается в увеличении их количества, большом потреблении продукции. Но это не значит, что можно привезти товар в одно место и сгрузить. Вопрос логистики остается очень актуальным, обратила внимание Наталия Шаблинская. У торговли один посыл: надо выработать взаимные стандарты, которые были бы приемлемы для совместной работы. Среди основных требований — обеспечение продукции штрихкодами, качественно выписанные в установленном порядке товарно-транспортные накладные, упаковка, овощи желательно мытые и сама логистика. Со своей стороны, представители ритейла отмечают, что начали появляться новые товары: это и белорусское яблоко хорошего качества, которого пока недостаточно, и клюква, и голубика. Десятилетиями ягод не было в магазинах, теперь же необходимо учиться работать с таким товаром: это и особая выкладка, и предложение, потому как товар быстро портится.

Участвовавшие в форуме фермеры подняли вопрос договорных отношений с торговлей. Вызывают недовольство очень жесткие условия поставок продукции. Требуется соблюдение графиков, но в то же время приехавшее с товаром транспортное средство может простоять весь день в ожидании разгрузки.

Председатель Ассоциации розничных сетей парировала следующими аргументами. Действительно, есть графики поставок продукции. Их надо соблюдать. Проблема торговых организаций заключается в том, что при несоблюдении графиков они не могут оперативно заменить поставщика. При этом Наталия Шаблинская акцентировала внимание на том, что стороны не строят отношения цивилизованно. Если розница не вовремя платит за поставленную продукцию, то следует обращаться в суд, действовать юридически выверенными способами. Если ритейл предлагает подписать договор в ультимативной форме на своих продиктованных условиях, — это также признак отсутствия цивилизации в общении производителя и продавца. В свою очередь, фермеры считают, что платить по обязательствам — это и есть цивилизованные отношения. Ведь торговля всегда располагает оборотными средствами, мол, покупатель же не приобретает товар в долг.

Как заявила Наталия Шаблинская, сегодня самые успешные ритейлеры имеют рентабельность до 1,5 %. Побывав недавно на конференции в Швейцарии, пришлось удивить зарубежных коллег условиями ведения торговли. Для них абсолютно непонятна половина экономических терминов, принятых в нашем обществе, они вообще не работают в системе наших координат.

В Беларуси можно изменить ставку аренды либо вообще расторгнуть договорные отношения. Наш ритейл имеет большое количество социальной нагрузки, как то: скидки пенсионерам, детям, многодетным семьям. Кроме того, даются различные поручения по поводу украшения прилегающей территории и т. д. Магазинам трудно работать, когда определены наценки на овощи в разные периоды года. В итоге торговля не имеет возможности развиться настолько, чтобы прийти в какую-то другую стадию дальнейших отношений с производителями плодоовощной продукции.

Тем не менее, по словам председателя ассоциации, за последние пять лет очень сильно изменился рынок, его философия.

Все уже знают, чего хотят.

И что важно — от уголовной ответственности за припрятывание продукции в Беларуси пришли к изобилию. Выражая консолидированную позицию представителей торговых организаций, Наталия Шаблинская заключила, что они надеются на здоровый баланс в отношениях с поставщиками, ждут новинок и постоянного высокого качества товара.

Справочно

Недостаточно высокий уровень потребления плодоовощной продукции в республике, наверное, связан с предложением ее на нашем рынке. Мы сейчас в середине пути. Люди думают о здоровом питании, когда нужна качественная, экологически чистая и красивая, в хорошей упаковке продукция. Есть надежда, что внимание правительства и государственные программы приведут к положительному результату, и потребительский спрос в полной мере будет решен, так же как и импортозамещение.

Источник: Produkt.by