Пять ключевых тенденций,определяющих рынок хлебобулочных изделий в Беларуси в ближайшие пять лет

Марина ГОРОБЕЧИ
Марина ГОРОБЕЧИ
аналитик компании Euromonitor International

Рынок хлебобулочных изделий до сих пор был и остается одним из важнейших в Республике Беларусь. Жители страны, так же, как и ее гости, наслаждаются отборными и крайне разнообразными продуктами. Но в настоящее время этот рынок, как и все остальные, меняется согласно предпочтениям потребителей.

Белорусы все больше заботятся о своем здоровье, поэтому особое внимание уделяют тому, что едят. Хлеб, как и все другие хлебобулочные изделия, считается высококалорийным продуктом, который не рекомендуется употреблять в пищу в больших количествах. Как следствие этого — снижение объемов продаж хлебобулочных изделий на душу населения в течение 2010–2015 годов. С другой стороны, отмечен рост потребления низкокалорийных продуктoв, ориентированных на здоровое питание. Эти тенденции свидетельствуют об улучшении благосостояния населения. Так, белорусы начали заменять хлеб другими продуктами — фруктами, овощами, мясом, рыбой и т. д. Из графиков на рис. 1, 2, составленным по данным Euromonitor International, видно, как менялись размер рынка и потребление хлебобулочных изделий в Беларуси за последние пять лет и как они поведут себя в течение следующих пяти лет.

Принимая во внимание текущую ситуацию, ожидается, что в ближайшие пять лет рынок хлебобулочных изделий будет зависеть от пяти новых тенденций, таких как:

  • развитие продуктов для перекуса в течение дня;
  • растущий интерес к кухням других стран мира;
  • популярность здорового образа жизни;
  • ожидаемый спрос на продукты без глютена, ГМО, консервантов и т. д.;
  • инновации в потребительской упаковке.

Рассмотрим все эти тенденции более подробно.

Развитие продуктов для перекуса в течение дня

На многих европейкиx рынках мы все чаще наблюдаем, как привычный нам завтрак превращается в легкий перекус. Это происходит потому, что потребители ведут более занятый образ жизни. Например, по данным Euromonitor International, одна четверть румынских потребителей отмечает, что им не хватает времени, чтобы позавтракать хлебом или выпечкой, как они делали это раньше у себя дома в первой половине дня. Поэтому на рынках появляется все больше продуктов в формате on-the-go («поесть на ходу»). Стоит ожидать, что в скором времени и на белорусском рынке производители будут искать новые форматы с тем, чтобы сделать свои продукты более портативными и готовыми к употреблению, в то же время менее калорийными, вкусными и одновременно отвечающими требованиям здорового образа жизни. В некоторых регионах такая тенденция уже наблюдается. Например, на Украине этим летом производители FoodHacker запустили новый продукт — торт «Помаранчева бомба». Продукт изготовлен из высококачественных ингредиентов, содержащих минимум калорий, таких как тыква, нежирный творог вместо сливок, отруби вместо муки и т. д. К тому же торт имеет доступную цену. Это хорошая альтернатива традиционным сладостям для тех, кто ведет здоровый образ жизни. Несмотря на необычные ингредиенты, производители сумели сохранить аппетитный вкус продукта.

В ТОПе других удачных разработок новых продуктов, которые соответствуют тенденции здорового перекуса, — Fruity 45 %, который запущен в 2016 году производителем Chocoland в Чехии. Fruity 45 % — легкий бисквит, доступный в двух вариантах: лесные плоды c яблоком, персик с абрикосом. Это идеальный маленький перекус для детей в школе или для взрослых по дороге на работу или с работы. Также belVita предлагает хорошую альтернативу для быстрого здорового и питательного завтрака — печенье, сделанное из смеси цельных зерен гречки, геркулеса и ржаных хлопьев.

Растущий интерес к кухням других стран мира

Если некоторое время назад людям было тяжело путешествовать даже в соседние страны, то сейчас молодежь наслаждается преимуществами XXI века. Все больше людей интересуются современными иностранными кухнями. Потребители экспериментируют с ароматами и видами хлеба. Насыщение рынков хлебобулочных изделий в странах Западной Европы новыми видами данной продукции сегодня определяется разнообразными и необычными сортами хлеба, такими как турецкие лепешки, греческий сладкий хлеб Tsoureki, итальянские Ciabatta и Coppia Ferrarese и т. д. И данная тенденция будет продолжаться в течение следующих пяти лет.

С развитием ресторанов и кафе быстрого питания в Беларуси можно заметить возрастающий интерес к турецким лепешкам, которые также известны под названием «лаваш». Лаваш употребляется в приготовлении шаурмы. В целом в Беларуси шаурмы, которая используется в ежедневном употреблении, пока мало, но интерес к ней растет, потому что этот продукт находится в соответствии с новыми тенденциями — удобство и «поесть на ходу». Кроме того, с 2017 года ожидается восстановление экономической ситуации в стране. В связи с этим можно смело предположить, что если доход населения увеличится, то люди станут тратить больше денег на продукты питания. Такой возможностью могут воспользоваться белорусские производители хлебобулочных изделий с тем, чтобы вывести на отечественный рынок новые иностранные виды выпечки, которые уже популярны в других странах мира.

Популярность здорового образа жизни

За последние десять лет в Беларуси повысилась степень ожирения и старения населения. В 2002 году уже 41 % белорусов страдал от ожирения, а сегодня этот показатель возрос до 45 %, и, по нашим прогнозам, будет продолжать расти. Такая же ситуация наблюдается и в старении населения. Именно поэтому уже сегодня заметно, что потребители стали требовать/искать более здоровые варианты продуктов, которые употребляют в пищу. Это относится даже к традиционно снисходительным продуктам — таким как хлебобулочные изделия.

В скандинавских странах население давно изменилo свои привычки потребления в пользу более здоровых видов хлеба и выпечки. На этих рынках востребованы продукты с повышенным содержанием полезных веществ, витаминов, минералов, цельнозерновые, не содержащие глютен и т. д. В Беларуси эта тенденция только начала проявляться. Но даже сейчас можно заметить увеличение спроса на здоровые продукты. И этот тренд будет только расти, как и располагаемый доход, поскольку, как правило, здоровые продукты означают более дорогие или даже премиальные товары.

Другое перспективное направление — хлебобулочные изделия с повышенным содержанием омега-3 жирных кислот. Такие полиненасыщенные жирные кислоты положительно влияют на здоровье сердечно-сосудистой системы, помогают снизить кровяное давление и предотвратить болезни сердца. Потенциальные производители могут использовать это как возможность выйти на рынок с новым и интересным продуктом.

Ожидаемый спрос на продукты без глютена, ГМО, консервантов

Другая тенденция, которая в скором времени придет в Беларуси, — это так называемое движение «без». Без консервантов, без холестерина, без сои, без ГМО, без орехов, с низким содержанием натрия. Такой тренд очень подходит диабетикам. Люди станут платить больше за тот продукт, в котором будут сочетаться как качество, так и питательные преимущества для их здоровья.

Так называемые free from-продукты — одна из самых горячих тенденций на европейских рынках здорового питания. Этот сектор в стоимостном выражении в 2015 году вырос на 11 % и, по оценкам, продолжит расширяться. Совокупный среднегодовой темп его роста к 2020-му составит 5 %. Развитие данной отрасли зависит не только от потребителей, она также управляется производителями и дистрибьюторами. Инновации также играют здесь ключевую роль: теперь можно увидеть пиццу и хлеб без глютенa и многое другое — также без глютена. Это основные причины, почему данная отрасль значительно выросла за последние несколько лет. И, по прогнозам Euromonitor International, в дальнейшем рост ее сохранится.

Помимо роли производителей в развитии данной отрасли, это было связано еще и с увеличением числа людей с пищевой аллергией и непереносимостью глютена. Однако потребление таких продуктов выходит далеко за пределы пищевой непереносимости населения. К примеру, есть другие категории людей (не страдающих аллергией), которым не обязательно нужны такие продукты, но они их потребляют, потому что у кого-то из членов их семей имеется непереносимость, или потому что это модно, и они воспринимают данные продукты, как более здоровые. Такая тенденция непременно найдет последователей, в особенности среди молодых белорусов, которые уделяют повышенное внимание тому, что едят.

Инновации в потребительской упаковке

Если говорить об упаковке, то в ближайшие пять лет на рынке хлебобулочных изделий можно будет увидеть тенденцию «большой против маленького», или так называемый семейный формат против упаковок 100 г и 150 г. Пакеты поменьше приобретают большую популярность в связи с тем, что семьи становятся меньше, а одиноких людей — больше. Так, на данный момент в Беларуси домохозяйство, состоящее из одного или двух человек, составляет 60 %. И эта цифра растет с каждым годом на один процент.

Упаковка будет развиваться не только благодаря новым стилям дизайна, но и из-за важных функциональных и социальных изменений. Потребитель ожидает, что упаковка будет гораздо более функциональной: самораскрывающейся, самозакрывающейся, самогерметизирующейся, с самоочисткой, самостоятельного дозирования, саморегулирующейся, самонагревающейся и т. д.

Заключение

В целом рынок выпечки и хлебобулочных изделий доказывает, что один размер продукта не подходит для всех категорий. В то время, когда может показаться, что продажи хлебобулочных изделий подают, закусочные продукты, такие как торты и пирожные, по-прежнему демонстрируют здоровый рост. Тем не менее общий отход от углеводов к продуктам с более высоким содержанием белка не сулит ничего хорошего для производителей хлебобулочных изделий, которые в настоящее время борются за сохранение прибыли в постоянно консолидирующемся розничном пространствe. Ключ к успеху в данном случае — быстрое внедрение новых тенденций.

Источник: produkt.by