Прямые поставки: риск и выгода: есть ли в РБ более нежелательная группа в экономике, чем посредники?

От них призывают избавляться с каждой трибуны: "продавайте без посредников" и "покупайте без посредников".

Практика показывает, что не стоит всех посредников линчевать. Но… что если и правда: предприятие уже доросло до прямых поставок и, покупая продукцию у третьих торговых организаций, теряет собственную прибыль? Неужели у вас, наш читатель, не возникало идеи купить необходимый в производстве компонент, например в Китае, самостоятельно? Давайте попробуем разобраться, что для этого потребуется. А руководитель направления логистики компании Apply Logistic Дмитрий Черноморец нам в этом поможет.

Александр ВЛАДЫКО

— Дмитрий, объясните, пожалуйста, почему разговор о прямых поставках рано или поздно приводит в Китай, а не в какую-то другую страну?

— Потому что там есть все. Китайцы настолько гибкие, что по вашим рецептурам могут поставлять уже готовые продукты. Не говоря уже о каких-то необходимых для их производства компонентах: эмульгирующих добавках, загустителях, стабилизаторах, специях, цветовых пигментах, консервантах.

— Насколько в целом перспективно и обоснованно возможное желание руководителя промышленного пищевого предприятия заняться прямыми поставками из Китая?

— Обоснованным оно является уже давно. Другой вопрос, что к этому решению приходят по-разному и в разное время. Взять хотя бы перечисленные выше компоненты: где покупают их третьи компании, которые торгуют ими на белорусском рынке? Многие заводы уже давно доросли до прямых поставок. По нашим подсчетам, есть все предпосылки, чтобы говорить о сокращении затрат на закупку многих компонентов в 2–3 раза при условии их прямой поставки.

— Какие компании доросли? Самые крупные?

— Заблуждение, что прямые поставки — это вагонами. Есть такое понятие, как сборные контейнеры. На самом деле в Китае вы можете заказать даже один поддон (600 кг). Тем более что ездить по стране и собирать те же специи не нужно. Есть такой замечательный портовый город Гуанчжоу, где сосредоточена большая часть китайской торговли.

— В чем риски?

— Учитывая выгодную цену, рисков достаточно. Большая проблема для новичка — найти надежных поставщиков. На своих сайтах в Интернете все китайские компании — лидеры рынка. На самом деле, даже если соберетесь лично посетить производство потенциального партнера, вам могут показать «левый» современный завод и убедить, что именно здесь будут делать ваш заказ, хотя это далеко от действительности. К чести китайцев стоит оговориться, что есть еще такая страна, как Индия, которая для новичков в деле прямых поставок вообще сродни минному полю.

— На каком языке будет вестись сделка? Многие ли китайские компании говорят по-русски? Или нужны собственные англоговорящие кадры?

— Нужно начать с себя. Языковая проблема на любом госпредприятии легко решается сменой «немых» сотрудников на говорящих. Что касается китайцев, то, продавая продукт, они зачастую готовы понимать русский язык. В случае наличия претензий — не смогут и двух слов связать даже на английском.

— Какой выход из ситуации?

— Ситуации бывают разные, как и выходы. Есть универсальные правила, которые помогут избежать многих рисков. Одно из них — грамотное составление договора на поставку.

— В чем его отличие от любого другого, например, с европейскими компаниями?

— Как бы мы ни отставали от Европы, но белорусу легче договориться с любой европейской компанией. Китай — другая культура ведения бизнеса. Первая пробная партия в 99 % случаев вас устроит полностью. Но раз мы говорим о поставках сложных продуктов для пищевой отрасли, которые требуют лабораторной экспертизы, нужно внимательно оговаривать время и процедуру рекламаций. В договоре нужно внимательно и дотошно описать все условия, сроки, требования к качеству, порядок работы с рекламациями и порядок выполнения возмещения.

— Как оплачивается партия из Китая и как долго можно ждать свой товар?

— Разумно говорить о поставках сроком в 45 дней. Можно быстрее, но это дороже. Что касается оплаты, то в 95 % китайские компании работают по предоплате. Они ведь тоже несут риски. К тому же они прекрасно понимают, что у клиента нет выбора, так как условия и цена покупки настолько хороши, что никуда от них не денешься.

— В Беларуси предоплата в валюте запрещена…

— Это можно законными путями решать. Главное — не это, а тщательный выбор партнера. Не торопитесь, сначала надо заказать образцы, затем тестовую партию. Только потом можно переходить к поставкам в промышленных объемах. При этом заранее должна быть разработана схема поставок с соблюдением всех сроков.

— Я слышал, что многие компании отправляют в Китай своих людей, которые контролируют партию в момент ее формирования.

— Я тоже слышал про эти «сказочные» командировки, цена которых схожа с той финансовой выгодой, за которой компания и отправляется в Китай. Совершенно грамотно полагать, что контроль желательно делать на складе поставщика. Еще лучше, как показывает практика, контролируют своих сами этнические китайцы, которые хорошо знают все подводные камни.

— Как-то все сложно. Не проще ли вместе с деньгами класть на плечи посредника и все эти риски?

— Мне кажется, что вопрос доверия в такой же мере стоит и в Беларуси — кому сегодня можно безоговорочно доверять? Понятно, что трехкратное удешевление несет определенные риски. Но их можно минимизировать.

© Продукт.BY