Производство снеков: актуальные тренды и современные ингредиенты

Александр БЕСПАЛОВ
Александр БЕСПАЛОВ
руководитель товарного направления «Гастрономические ароматизаторы» ГК «Союзоптторг»

Снековая продукция прочно вошла в жизнь российских потребителей, она полностью соответствует концепции активного образа жизни современного человека. Постоянная занятость и динамичный образ жизни приводят к тому, что у жителей крупных городов зачастую не остается времени для приготовления еды, поэтому они вынуждены все чаще использовать снековую продукцию, которая является недорогим, быстрым и удобным вариантом.

Российский рынок снеков увеличивается год от года, хотя уже не такими высокими темпами, как десятилетие назад. По мнению экспертов «Маркет Аналитика», рынок снековой продукции в нашей стране будет расти и дальше, однако скорость его роста будет снижаться. Это связано с насыщением рынка, а также с последствиями санкций, введенных против РФ. Рост отечественного производства снеков обеспечивается за счет увеличения сегмента соленых снеков. По оценкам экспертов, в 2011 году объем производства соленых снеков составил 147 тыс. тонн, а в 2013-м этот показатель поднялся на 15,6% до отметки в 170 тыс. тонн. В то же время показатели объема производства сладких снеков демонстрируют незначительное снижение.

По оценкам аналитиков, на долю чипсов приходится почти половина рынка соленых снеков в натуральном выражении, сухарики занимают четверть рынка. Устойчивый спрос на «традиционные» российские снеки – сухарики, семечки, снеки из морепродуктов все еще сохраняется.

В последние годы наблюдается рост интереса российских покупателей к сегменту натуральных «здоровых» снеков (орехи, сухофрукты, снеки с полезными свойствами), что объясняется усилением интереса к здоровому образу жизни, в том числе, к правильному питанию.

Эксперты российского рынка – представители компаний, поставляющих разнообразные ингредиенты для производства снековой продукции, рассказывают о тенденциях отечественного рынка снековой продукции, о перспективах развития на российском рынке сегмента «здоровых» снеков, о вкусовых направлениях, которые будут наиболее популярны на рынке снеков. Также высказывают мнение о том, какие инновационные решения сегодня предлагают поставщики ингредиентов производителям снеков для создания конкурентоспособной продукции.

Российский рынок гастрономических снеков очень активно развивается, и сегодня можно наблюдать следующие тенденции.
Если еще совсем недавно процессом заправляли только такие гиганты, как производители Lays и «Кириешки», то сегодня появляется все больше небольших производств, работающих над созданием частных марок для крупных сетей или продающих свой товар в магазинах на развес.
Также очевидно ощущается развитие с точки зрения видов производимой продукции: раньше преобладали чипсы и сухарики, а сейчас мы наблюдаем бум экструзионных снеков, орешков в хрустящей оболочке и попкорна, готовящегося в домашних условиях. Хотя, конечно, на долю первых двух по-прежнему приходится «львиная доля» рынка: 72% в натуральном выражении и 60% в стоимостном (по данным «Маркет Аналитика» за 2015 год). Но в ближайшие год-два эта ситуация продолжит меняться.

Еще одна тенденция – спрос на натуральные продукты, который сейчас охватил всю Европу и Соединенные Штаты, потихоньку накрывает и российских потребителей.

В рамках этой же тенденции активно развивается сегмент спортивных снеков (протеиновые батончики), а также группа полезных снеков (например, печенье со злаками и зародышами пшеницы), мясные снеки. Данные продукты пока нишевые, нельзя их назвать массовыми, но они на подъеме: популярность полезной пищи и здорового образа жизни в нашей стране растет.

В продолжение темы здорового питания и натуральных ингредиентов, одно из наших предложений для снеков – ингредиенты из зародышей пшеницы компании Hochdorf, Швейцария. Это богатый источник белка, клетчатки, минералов и витаминов, а их сладковатый ореховый аромат привносит во вкус продукта оригинальные ноты, которые сейчас как раз и ищут потребители. Применение зародышей пшеницы позволяет смело позиционировать снек как функциональный. А тема «полезного перекуса» сейчас очень модная.

Что касается популярных вкусовых направлений на рынке снеков, можно отметить, что в группе гастрономических снеков не вызывают сомнений лидирующие роли традиционных вкусов: сметана-лук, холодец-хрен, грибы со сметаной. Тем не менее, как показывает опыт наших клиентов, российский потребитель готов экспериментировать и пробовать новое: все чаще мы получаем заказы на вкусы васаби, чили, паприки, другие азиатские и латиноамериканские вкусы. Совсем не удивлюсь, если очень скоро увижу в нашем магазине популярный в США арахис в хрустящей оболочке, сочетающий такие разные вкусы, как чили и лайм.

Что касается новых вкусов и следования тенденциям, здесь нашей компании удается работать на опережение, во многом благодаря содействию немецкого партнера – компании Symrise. Они предлагают нам всегда очень широкую палитру вкусов; ингредиенты и в сухом, и в жидком виде, раскрывающиеся в снеках всех видов. И, безусловно, очень большая заслуга технологов ГК «Союзоптторг», которые не только досконально знают особенности каждого ароматизатора, все технологические нюансы, но также, что очень важно, потребительские предпочтения – какие оттенки вкуса нравятся больше, например, в южных регионах, или чаще выбираются сибирскими покупателями. Клиенты очень часто обращаются к нам за советом.