Продукт года-2009: приговор потребителей вступил в силу и обжалованию не подлежит

Покупатели выбрали самые популярные продукты, а те, кто их производит, собрались в Минске.

В начале февраля производители и импортеры продуктов питания сполна испили чашу народного признания, выраженного в ходе XII республиканского конкурса потребительских предпочтений "Продукт года – 2009". Покупатели выбрали самые популярные продукты, а те, кто выпускает самое вкусное и полезное, что есть на белорусских прилавках, собрались в Минске на IV продовольственном бизнес-форуме, чтобы разузнать "обстановку на фронтах".

"Жертв и разрушений нет"

— Прелесть конкурса "Продукт года" состоит в том, что мы с вами воочию видим, что не только рынок, но и потребитель регулирует, что и как надо производить, — заявила на форуме заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач РБ Валентина КАЧАН. — Со своей стороны, хочу заметить, что в 2009 году в стране не было зафиксировано групповых вспышек заболеваний, вызванных продуктами питания.

Представители предприятий-производителей отреагировали на это заявление со сдержанным удовлетворением. Уж кто-кто, а они знают, что их продукция никак не может стать причиной массовых отравлений и прочих желудочно-кишечных катаклизмов. Слишком много времени и финансов было потрачено на то, чтобы сделать производство максимально приближенным к идеальному. Это лишний раз подтвердила представитель кондитерской фабрики "Коммунарка", рассказавшая о том, что по результатам российской "Контрольной закупки" их трюфельный набор занял первое место.

Почему розничная торговля "строит" производителя?

В это трудно поверить, но недолюбливаемая многими розничная торговля очень часто в общении с производителями и поставщиками продуктов занимает сторону покупателя. Но не потому, что так уж сильно печется о наших интересах, а потому что интересы потребителей и розницы в этих случаях совпадают. — Поймите, что рознице нужен не ваш товар, а оборот с каждого квадратного метра, — поучал производителей председатель правления ОО "Гильдия маркетологов", генеральный директор Центра стратегического развития "Маркетинговые системы" Анатолий АКАНТИНОВ. — Поставщик для торговли — это сырье, а розница вправе выбирать поставщиков. Отсюда вывод: производители сегодня должны конкурировать сами с собой, чтобы предложить рознице то, что нужно ей. К примеру, выпускать один продукт не в одной категории товаров, а сразу в нескольких.

Анатолий Акантинов привел в качестве примера российские заводы, которые одних только яблочных соков выпускают около 20 наименований. Чем больше наименований, тем больше шансов, что товар одного производителя будет представлен в магазине сразу в нескольких "номинациях", а следовательно, и раскупаться станет лучше. И у покупателя здесь свой интерес: чем шире выбор, тем охотнее он будет "ковыряться" в разнообразном ассортименте. Интересно, возьмут ли эти соображения на заметку белорусские производители? "Продукт года" пойдет в регионы

Может быть, кто-нибудь из вас, обнаружив на этикетке продовольственного товара значок "Продукт года", недоуменно пожмет плечами: "А почему именно этот продукт стал победителем? У нас в райцентре выпускается хлеб/колбаса/молоко/и т.д. ничуть не хуже". Правильно, очень даже может быть. Просто на слуху или в памяти у людей может быть несколько аналогичных товаров прекрасного качества и по доступной цене, а во время исследования потребительских предпочтений из подсознания извлекается самый раскрученный и популярный бренд. Заметим, что номинаций в "Продукте года – 2009" было 80, и хотя опрашивались городские жители в возрасте 18-64 лет, проживающие в населенных пунктах с численностью более 50 000 человек, вполне возможно, что ряд интересных производителей и их продукции остался "за кадром".

— Чтобы свести подобные ситуации к минимуму, мы хотим в будущем, так сказать, еще глубже "пойти в народ", — поделился планами на будущее председатель оргкомитета конкурса "Продукт года" Игорь ДАНИЛОВ. — Собираемся, в частности, провести исследования в регионах, чтобы определить местных продовольственных лидеров, популярных в той или иной области, но не слишком широко раскрученных во всей стране. Методика подобных опросов уже готова и ждет своего применения.

Прогнозы: мрачные и не очень

Сопредседатель СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства", директор торгового предприятия "Тридакта" Виктор МАРГЕЛОВ выступил на форуме в роли своеобразного предсказателя и психотерапевта. Он обрисовал сегодняшнюю ситуацию на продовольственном рынке и высказал парочку прогнозов на будущее, попросив "подумать об этом на досуге".

— Сегодня мы с вами являемся свидетелями перехода от директивной экономики к либеральной, — сказал Виктор Маргелов. — Многие вопросы уже решаются на взаимовыгодной основе, в то время как еще год-два назад административный ресурс в продвижении тех или иных товаров использовался куда активнее. Не придется расслабляться и в будущем. Несмотря на то, что мы пока не видим реакции рынка на либерализацию цен, она обязательно будет, и пока неясно, как она проявится. Конкуренция на рынке будет усиливаться и в связи с появлением Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Это касается и присутствия на рынке импортных продовольственных товаров.

По словам Виктора Маргелова, из-за того, что цены на многие важные товарные позиции находятся под строгим контролем государства, нынче мы можем наблюдать в оптовой торговле такое "устаревшее" явление, как дефицит!

— Попробуйте сегодня купить полутушное мясо — не фабрикаты — говядину, свинину, по цене 5000-6000 тысяч рублей за килограмм. Найдете на складе, но с местной наценкой. Мясокомбинат тоже может продать, но в нагрузку к 1 кг субпродуктов "навесит" 10 кг вареной колбасы, которую покупают не очень хорошо. По мнению г-на Маргелова, в первой половине 2000-х годов произошла монополизация оптовой торговли. Оптовики осуществляют деятельность в своих интересах, и не на каждую базу "вобьешься" со своей продукцией. В результате получается, что "все торгуют со всеми" напрямую, что отнимает много сил и средств и никому не идет на пользу.

— Правда, премьер-министр Беларуси поручил создать параллельную систему оптовой торговли с участием частных структур, — обрадовал Виктор Маргелов. — Быть может, ситуация изменится в лучшую сторону.

И еще один прогноз сопредседателя СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства". По его словам, если строительство гипермаркетов будет и дальше продолжаться такими темпами, как сегодня, то их сеть "перекроет", по крайней мере в столице, оптимальное количество, исходя из нормы 1 "гипер" на 200 тысяч жителей. "Если так случится, то уже через 3-4 года вы сможете распрощаться со многими магазинами шаговой доступности, или "магазинами у дома". Гипермаркеты "задавят" их", — нагнал страха Виктор Маргелов.

Вместо послесловия

Имена участников, победителей и обладателей Гран при конкурса "Продукт года — 2009" уже известны. Что же дальше? А вот что. Совсем скоро знаки "Продукт года – 2009" появятся на самых популярных продуктах, и одновременно начнется новый конкурс — "Продукт года – 2010". Многие участники IV продовольственного бизнес-форума, чьи соображения относительно развития белорусского продовольственного рынка не были озвучены в данном материале, обязательно расскажут в об этом в белорусской прессе.

А чего ожидать рядовым потребителям? Один из возможных вариантов ответов навеяло выступление на форуме детского театра французской песни "Каравелла" под руководством Гаяне Агаджанян. Этот коллектив "прописан" в ГУО "Гимназия №8 Минска", директор которого, Наталья Аладьина, внимательно относится не только к детским успехам в изучении иностранных языков, но и к тому, чтобы эти таланты оценило как можно больше людей. Так вот, блестяще исполненные французские мелодии невольно напомнили недавнюю новость, пришедшую из-за рубежа. Оказывается, во время тотальной экономии, вызванной кризисом, французы повально увлеклись биопродуктами. Все больше жителей Франции отдают предпочтение товарам с этикеткой "AB" — "agriculture biologique". В супермаркетах появляются целые отделы биомолока или биосыров. Правда, такую продукцию в крупных промышленных масштабах производить накладно — дороговато для потребителя. Но, может быть, это и есть тот товарный сегмент, которого так недостает многим компаниям при продвижении своего товара?

www.produktgoda.by