Продовольственный рынок страны. Стратегические моменты

Экспорт. Импорт. Основные тенденции лета-2018

Данный аналитический материал подготовлен благодаря эксклюзивной информации, полученной от специалистов ключевых управлений Минсельхозпрода, в частности — Главного управления внешнеэкономической деятельности.

В рамках этой публикации мы хотим наглядно продемонстрировать вам основной спектр направлений, связанных с любопытными перспективами для белорусских переработчиков сырья — как внутри страны, так и за ее пределами.

Новые вьетнамские перспективы 

Минсельхозпродом совместно с «Миноблмясомолпромом» — управляющей компанией холдинга «Мясомолпром» — в данное время ведется интереснейшая работа. Она связана с созданием совместного предприятия с вьетнамской компанией Au Viet Industry.

На повестке дня — организация визита совместной рабочей группы во Вьетнам. Цель: детальное обсуждение на месте вопросов и нюансов, связанных с созданием первого белорусско-вьетнамского СП по производству молочных продуктов из белорусского сырья, с применением  наших технологий.

Кроме того, Минсельхозпрод прорабатывает с  Департаментом  здоровья животных Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Социалистической Республики Вьетнам вопрос о расширении ассортимента поставок на вьетнамский рынок молочной продукции, говядины, свинины, мяса птицы и куриного яйца с профильных белорусских предприятий — в ближайшее время.

И снова о Китае. От А — до бесконечности

Напомним, в апреле 2018 года отечественной Мясо-молочной компанией и китайской DRex Food была создана совместная продовольственная и сельскохозяйственная компания в СЭЗ Шанхая.

Уже с августа текущего года Мясо-молочная компания планирует начать поставки отечественной молочной продукции на китайский рынок через данную структуру.

А с целью расширения ассортимента поставляемой на китайский рынок мясной продукции Минсельхозпродом ведется работа по внесению дополнений в уже подписанные между нашими странами протоколы по ветеринарным и санитарным требованиям.

Речь в данном случае идет о решении вопросов, которые позволят значительно расширить ассортимент поставляемой на китайский рынок мясной продукции: говядины, мяса птицы, мясных изделий, колбас, консервов; а также куриных ног (лапок), крыльев, субпродуктов и т. д.

Кроме того, ведется поступательная работа по увеличению количества отечественных мясоперерабатывающих предприятий, имеющих право поставлять говядину и мясо птицы в КНР.

Анализируя полученную информацию, мы можем выделить следующие моменты, демонстрирующие стратегию работы Беларуси и Китая на молочном рынке — в первую очередь.

А. Принципиально важно то, что наших китайских партнеров на молочном участке сегодня интересует не только сырьевые продукты  (сухое молоко, сухая сыворотка). Они начали активно обращать внимание на продукцию с высокой добавленной стоимостью — на цельно-молочную продукцию, белорусские сыры…

Б. Логично то, что с их стороны имеются определенные требования к упаковке, ассортименту, вкусовым качествам наших молочных продуктов. В данных условиях технологам отечественных молокоперерабатывающих предприятий необходимо максимально учитывать вкусы китайских покупателей. Сделать это не так просто. Рынок там огромный, потребитель многолик, но это не отменяет необходимости решения задач.

В. Спецификой китайского продовольственного рынка является также то, что на нем присутствуют практически все признанные мировые бренды. И нашим производителям важно не просто осуществлять туда точечные поставки, но и готовить поле для системной работы. На сегодняшний день Минсельхозпрод видит необходимость продвижения белорусской продовольственной продукции под несколькими  брендами. Это — еще одна важнейшая задача на ближайшую перспективу.

Г. Ключевым моментом является тот факт, что с ветеринарной службой Китая за последние два года Беларуси удалось достичь максимального взаимопонимания… Если говорить предметно, то Минсельхозпродом совместно с посольством Беларуси в Китае за этот сравнительно небольшой промежуток времени проделана колоссальная работа по сертификации. Практически без единого замечания для работы на рынке КНР были сертифицированы 48 предприятий молочной отрасли.

От Союзного государства — к Евросоюзу

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России 5 и 6 июля проводило научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства». В этом важном мероприятии от Минсельхозпрода приняла участие заместитель начальника управления внешнеторговой политики — начальник отдела внешней торговли, взаимодействия с ВТО и ЕЭК Ксения Мелешко.

Она выступила с программным докладом «Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в области сельского хозяйства: текущая ситуация, проблемы и перспективы». По итогам проведения конференции участниками были выработаны рекомендации, направленные на развитие интеграционных связей в аграрной сфере Союзного государства. Кроме того, по инициативе Постоянного представительства Республики Беларусь при Европейском союзе Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен 10 июля проводилась отраслевая конференция «Экспорт в Евросоюз».

Мероприятие оказалось направлено на выявление основных проблем наращивания экспорта пищевой продукции в Евросоюз, выработки согласованных путей их решения. От Минсельхозпрода на конференции с докладом на тему «Экспортные возможности белорусских производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на рынках стран Евросоюза» выступил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло.

Кроме того, он же на следующий день, 11 июля, стал спикером в рамках семинара для руководителей дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. Тема его программного доклада звучала так: «Экспорт продукции агропромышленного комплекса, расширение рынков сбыта».

Практические результаты от проведения данных мероприятий мы надеемся увидеть в самое ближайшее время. Не сомневаемся, что они будут.

Перераспределение сил на молочном рынке?

Кроме того, нам показалось важным коснуться широко растиражированной в СМИ новости, согласно которой лидер молочной отрасли «Савушкин продукт» уже в ближайшее время начнет «реанимировать» Оршанский молочный комбинат, а также расширять его сырьевую зону.

Напомним, семь лет назад, летом 2011 года, в ходе рабочего визита в Брест Александр Лукашенко поручил создать национальную молочную компанию на базе ОАО «Савушкин продукт».

Инициатива по созданию такой компании (иначе говоря, холдинга), исходила в принципе от Александра Мошенского, не нуждающегося в наших представлениях как тогда, так и сегодня. Александр Михайлович говорил тогда так: «У нас есть возможности и рынки сбыта, которые требуют бОльшего количества продукции. Главная задача заключается в том, чтобы объединить производственные мощности, консолидировать активы. Для достижения амбициозных целей на рынках России и Украины мы… заинтересованы в освоении дополнительных сырьевых зон для поставок молока, поскольку по некоторым позициям ощущаем дефицит сырья».

Однако потом создание холдинга на базе ОАО «Савушкин продукт» в силу разных причин приостановилось, а данный производитель в своем развитии вынужден был исходить «из имевшихся сырьевых зон, скорректировав свою стратегию».

Не исключено, что новость, которая была нами ретранслирована сейчас, может означать оригинальное, масштабное развитие бизнес-идеи 2011 года. Если это так, мы уже завтра-послезавтра сможем говорить об изменении расстановки сил на молочном рынке страны. Впрочем, тут необходимо немного подождать…

Когда верстался номер

В момент подготовки июльского номера в печать нам стало известно о достигнутой договоренности, согласно которой в июле — августе 2018 года будет организован и осуществлен визит в Беларусь министра сельского хозяйства Республики Мозамбик. В его ходе продолжатся консультации между аграрными ведомствами двух стран.

В частности, по вопросу создания в Мозамбике совместных сельскохозяйственных предприятий.

Напомним, рынок Африки определен перспективным для поставок белорусской продовольственной продукции, а также реализации стратегии диверсификации отечественного экспорта.

Источник: Produkt.by