Премия ЭНЕРГИЯ УСПЕХА: Урожай нужно снимать вовремя

Интервью "Продукт.BY" с председателем правления Гильдии маркетологов Светланой ПЕТУХОВОЙ.

Вопрос в отношении белорусского маркетинга «Быть или не быть?», еще пару лет назад блуждавший в умах нашей общественности, получил наконец однозначный и достойный ответ: быть! Ведь компании и целые государства становятся богатыми, если их маркетологи точно и вовремя находят свое место в океане рыночной стихии. Но как этому научиться? А главное, у кого? Ответ очевиден: у тех, кто уже зарабатывает, растет, наступает. В соответствии с принципом «нет большей мудрости, чем своевременность», белорусская Гильдия маркетологов учредила в 2009 году конкурс – Ежегодная Премия в области маркетинга «Энергия успеха», который в нужный момент стал площадкой для аккумулирования передового маркетингового опыта, трибуной для его «тиражирования» в бизнес-среде. О конкурсе «Энергия успеха-2010», о работе Гильдии маркетологов и ее планах мы беседуем со Светланой ПЕТУХОВОЙ, недавно избранной на должность Председателя правления Гильдии маркетологов.

— Светлана Николаевна, какими результатами вы подходите к церемонии награждения лауреатов премии «Энергия успеха»? — С обнадеживающими. По составу участников конкурс стал разнообразнее и «тяжеловеснее». В этом году в оргкомитет Премии пришли заявки от предприятий различных форм собственности, международных представительств, ведущих финансовых учреждений страны. Среди них: РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Белгазпромбанк», «Филипс-Белоруссия» ИП, ОАО «Бабушкина крынка, Представительство в Республике Беларусь «AUSTRIAN AIRLINES (Австрийские Авиалинии)», СП ОАО «Брестгазоаппарат», «Институт «Минскгражданпроект», Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого, страховая компания «Белросстрах» и многие другие. — С чем Вы связываете такой интерес к Премии? — Прежде всего, у нее удачное название — «Энергия успеха». Без внутренней энергии и вдохновения не будет движения вперед. У Гегеля есть на этот счет замечательное выражение: «Ничто великое в мире не совершалось без страсти». Кто, как не маркетолог, правая рука руководителя, даже можно сказать, правое полушарие его мозга, должен «зажигать» дерзкими идеями и способствовать их успешному решению. — Конкурс оценивает эти идеи? — Да, вкупе с достигнутым результатом, полученным экономическим эффектом. Вообще, список номинаций весьма обширен и охватывает, пожалуй, весь спектр маркетинговой деятельности. «Энергия успеха» не оценивает отдельно взятый продукт или бренд, задача конкурса состоит в выявлении лучших решений в построении маркетинговой стратегии на предприятии, создании товарного портфеля, организации дистрибьюторской сети, проведении BTL и ATL-акций и др. Наш конкурс предполагает цельный взгляд на вещи и обязательно учитывает роль человеческого фактора в этом.— Сколько стоит такой взгляд? — Нисколько. Гильдия маркетологов предлагает участвовать в премии бесплатно. Здесь достоинство награды не зависит от суммы «инвестированных» средств. — Заманчиво. Хорошему специалисту, маркетологу всегда полезно иметь трезвый взгляд со стороны. А если за это еще и не надо платить… — В общем, да. Но не думайте, что уже на второй премии у нас тут вал заявок. Очень часто, обращаясь на предприятия с предложением номинироваться на премию, мы слышали в ответ: «У нас новый специалист по маркетингу» (либо вообще его нет), «Будем участвовать в следующем году, «У нас нет времени» и т.д. Я подобные аргументы, скорее, расцениваю, как отсутствие в организации успешных проектов.— Возможно. А с проектами победителей можно будет познакомиться? Интересен их опыт… По итогам церемонии мы подготовим серию публикаций о наиболее ярких номинантах, и они подробно расскажут о своих достижениях. Также Гильдия маркетологов планирует в следующем году провести двухдневную конференцию – круглый стол с привлечением участников «Энергии успеха». Обсуждая проблемы общего характера, мы, безусловно, поговорим о рецептах, реализованных победителями премии на практике. Они дадут свои мастер-классы. У присутствующих будет возможность пообщаться и почерпнуть у коллег все лучшее и прогрессивное.— Что скажете по поводу очередной директивы власти научить маркетингу всех и вся? — К любому роду силовых методов отношусь осторожно, но, возможно, в наших условиях, когда ситуацию с маркетинговым образованием нужно переломить максимально быстро и эффективно, это оправдано. Тут, как говорится, лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целить в несовершенство и попасть.— Гильдия подставит свое плечо в обучении? — Соответствующие образовательные программы мы реализуем совместно с Центром делового образования Белорусской торгово-промышленной палаты, Институтом непрерывного образования БГУ. Члены Гильдии участвуют в образовательных программах Института приватизации и менеджмента и проводят индивидуальное консультирование. Весной следующего года при поддержке Министерства образования Республики Беларусь пройдет очередной дискуссионный форум "Образование в маркетинге".В 2010 году Гильдия начала работу в области сертификации кадров в области маркетинга. Это направление актуально? — Да. Заканчивается разработка соответствующей процедуры, и уже скоро мы планируем реализовать на практике идею добровольной сертификации маркетологов.— Как это будет и для чего? — На первом, так называемом пассивном этапе, происходит оценка профессиональных достижений специалиста, за что он получает определенное количество баллов. На втором, активном этапе претендент проходит тестирование, и если с ним справляется, то ему выдается соответствующий диплом. Диплом, к примеру, можно будет предъявить потенциальному работодателю в подтверждение своей квалификации. Если человек не справляется с аттестационным экзаменом, ему рекомендуется пройти обучение в Бизнес-школе, и по окончании снова оценить свои силы.— Помимо сертификации маркетологов, какие еще планы у Гильдии? — Первым пунктом нашей миссии значится: содействовать развитию маркетинга в стране. В этой связи помимо озвученных мероприятий будем более плотно сотрудничать с регионами. Начнем активнее вести свою работу в сфере В2В-маркетинга. В мае 2011 года на Промышленном форуме совместно с Выставочным предприятием «Экспофорум» будет проведена конференция для специалистов в сфере В2В-маркетинга. В планах Гильдии проведение традиционного Открытого Форума маркетологов (весенняя и осенняя сессии). Активнее заработает наша студенческая секция. Проводится реконструкция сайта Гильдии (ранее всю информацию о деятельности Гильдии маркетологов можно было найти на сайтах ее членов). С нового года появится наше корпоративное издание – электронная газета Гильдии, которую в последствие планируем предложить всем маркетологам республики. Более частыми станут клубные встречи. Я уверена, эти встречи будут и более массовыми за счет приема новых членов. В 2010 году наши ряды пополнили 30 человек, и сейчас в Гильдии 70 членов. Не упускаем из вида и страновой маркетинг, а именно вопрос правильного формирования имиджа Беларуси, его продвижение за пределами страны. Кстати, 25-26 ноября этого года при поддержке Гильдии маркетологов состоялся I международный форум «Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов».— Видно, задумок у вас много… — Главное, не упустить те возможности, которые сегодня открываются перед профессиональным маркетинговым сообществом. Не упустить ни одной перспективной идеи, ни одного ценного предложения. Мысли ведь, как урожай, нужно снимать вовремя.

Петухова Светлана Николаевна. Председатель Правления Гильдии маркетологов. Окончила Белорусский государственный экономический университет. Профессиональный консультант с 1992 года. В 1995-1996 гг. прошла обучение по программе курсов для бизнес-консультантов и управленцев, подготовленных специалистами компаний “Price Waterhouse” и “Coopers & Lybrand”. Работала на международных программах Браунского университета (США), TAСIS, МОТ по развитию малого бизнеса, ПРООН в Беларуси «Женское лидерство». Преподаватель: бизнес-планирование, стратегический менеджмент, маркетинг (БГЭУ, ЕГУ, МВА Института менеджмента и технологий БГУ).

Оргкомитет Премии в области маркетинга «Энергия успеха»www.eventgm.by Учредитель Премии: Общественное объединение «Гильдия маркетологов» при содействии министерства экономики, министерства иностранных дел, министерства торговли Республики Беларусь Координатор Проекта Татьяна Португалова Тел. 8 029 6 58 45 17 e-mail: tportugalova@mail.ru