Правильный вариант для больших зданий

В странах Западной Европы, Америке и Японии настоящий загородный дом невозможно представить без современных инженерных систем: отопления, кондиционирования и вентиляции.

Впрочем, не многим уступают коттеджам по своим параметрам и нынешние элитные квартиры, которые, как правило, отличаются большой площадью, наличием помещений различного назначения и сложной планировкой. Такие объекты зачастую требуют больших мощностей по холодопроизводительности. Одним из последних достижений в области климатической техники является мультизональное кондиционирование, которое позволяет обслуживать здания с большим числом помещений, создавая в каждом из них индивидуальный микроклимат. О том, чем данный вариант отличается от традиционных сплит-систем и какие его преимущества, журналу «Микроклимат и Холод» рассказал директор УП «Свой выбор» Сергей ГУСЕВ.

Свой микроклимат

— При всех своих достоинствах, традиционные сплит- и мультисплит-системы имеют ряд недостатков, заметно ограничивающих возможности их использования, — подчеркивает Сергей Гусев. — В первую очередь это небольшая длина межблочных коммуникаций, обычно не превышающая 25 м. Другой минус мульти-сплит-систем — ограниченное количество внутренних блоков — как правило, от двух до восьми штук. Все это приводит к тому, что для кондиционирования большой квартиры или коттеджа приходится размещать снаружи (иногда даже на фасаде) несколько внешних блоков, которые никак не хотят «вписываться» в замысел архитектора. Но внешний вид — не единственное требование, которое выдвигается сегодня к системе кондиционирования больших зданий. Согласитесь, множество отдельных помещений гостиниц, бизнес-центров, коттеджей, офисных или жилых зданий, как правило, имеют свое функциональное назначение, а значит, и различные воздушные и тепловые режимы работы. Схема кондиционирования торгового зала будет отличаться от требований по созданию климата, например, в складском помещении или гостиничном номере. Мультизональные системы типа VRF, разработанные в начале 1980-х годов и предназначенные специально для больших зданий, обеспечивают независимость функционирования отдельных блоков.

Удобно, экономично и эффективно

— Особенностью компоновки данных систем является то, что наружный и все внутренние блоки сообщаются между собой по единой системе фреоновых трубопроводов, разводка магистрали осуществляется с помощью разветвителей, то есть к общей трассе из двух или трех медных труб подключается до 80 внутренних блоков. Такое техническое решение позволяет упростить (удешевить и ускорить) монтажные работы, а также дает возможность легко расширять систему в будущем, — поясняет Сергей Гусев. — При этом внутренние блоки могут быть разными по внешнему виду: в одних помещениях — настенные, в других — кассетные и так далее, а также по мощности, которая варьируется от 2 до 28 кВт.

По сути, наружный и любой внутренний блоки представляют собой две абсолютно независимые системы, которые работают, ориентируясь только на свои вводные параметры. В конструкции внутреннего блока предусмотрен встроенный в корпус электронный терморегулирующий клапан, представляющий собой диафрагму, которая дозирует подачу хладагента из общей системы трубопроводов в зависимости от потребности в холоде/тепле внутри обслуживаемого помещения. При этом наружный блок ориентируется при работе на свои вводные параметры — давление фреона на входе и выходе из него, увязывая эти параметры с температурой наружного воздуха.

Задача наружного блока — обеспечить постоянное рабочее давление в магистрали. В системе анализируются параметры внутри фреонового контура (потребность внутренних блоков в фреоне) и температура наружного воздуха. Эти показатели влияют на установку скоростей оборотов компрессора и вентилятора наружного блока, которые имеют плавную регулировку. Данное регулирование позволяет нагрузить наружный блок мощностью 14 кВт суммой внутренних блоков общей холодопроизводи-тельностью до 21 кВт на 50 % больше. При этом, в отличие от мультисплит-систем, при одновременном включении всех внутренних блоков их холо-допроизводительность если и снизится, то крайне незначительно. Хладагент будет перераспределяться между внутренними блоками, которым в данный момент он не нужен (электронный клапан закрыт полностью или частично), и теми, кому нужен (клапан открыт полностью или частич¬но). Благодаря этому, VRF-система более ровно поддерживает заданную температуру, без перепадов, свойственных обычным кондиционерам, регулирующим температуру воздуха путем периодического включения и выключения.

Однако при выборе системы заказчик должен в полной мере понимать, что, перекрыв номинальную мощность наружного блока в два раза, он не получит должный эффект при включении всех внутренних блоков одновременно. Данная схема будет рабочей при неодновременном использовании внутренних блоков либо при установке системы в здании, где географически разделены западная и восточная стороны. С утра большую нагрузку несут внутренние блоки, расположенные в помещениях на восточной стороне, во второй половине дня — на западе.

Размещение и управление

— Следующее несомненное преимущество — максимальное расстояние между внутренним и наружным блоками (длина трубопровода) составляет 160 м, — отмечает Сергей Гусев. — Перепад высот между наружным и внутренним блоками (расстояние между блоками по вертикали) — 50 м, что соответствует примерно высоте 15-этажного здания. Таким образом, стало возможным размещать наружный блок кондиционера в любом удобном месте — на крыше, в подвале или даже в нескольких десятках метров от дома. Также крайне велики длина фреоновой магистрали после ее первого разветвления (достигает 90 м) и общая протяженность магистрали (до 1000 м).

При этом управление внутренними блоками может производиться как с помощью индивидуальных беспроводных пультов (как и в обычных мультисплит-системах), так и с помощью централизованного пульта управления, контролирующего режимы работы всех внутренних блоков и состояние системы в целом. Кроме этого, VRF-система может управ-ляться с помощью персонального компьютера.

Каждому — свой счетчик

Еще один плюс — по сравнению с обычными (не инверторными) кондиционерами, внутренние блоки VRF поддерживают заданную температуру с более высокой точностью — до ±0,5 °С. Среди других достоинств многозональных систем кондиционирования можно назвать использование озонобезопасного фреона R-410A. Вся система в целом имеет значительно больший срок службы (примерно в 1,5-2 раза), более высокую надежность узлов и агрегатов, в том числе несколько степеней защиты для компрессора и электроники. Таким образом, мультизональные системы сегодня стали исторической и технологической вершиной климатической техники. Производство данных систем в мире располагается только на высокотехнологичных предприятиях преимущественно японских производителей.

— В случае установки системы на многоквартирные таунхаусы, бизнес-центры с плотной офисной планировкой, а также в те места, где происходит общее использование мощностей одного наружного модуля не связанными между собой пользователями внутренних блоков, возможно применение счетчиков электроэнергии в расчете на один или группу внутренних блоков, — уточняет Сергей Гусев. — При этом отчет о затраченной электроэнергии может выво-диться на персональный компьютер.

Многозональная система плюс рекуперация тепла

— Кроме обычных, двухтрубных VRF-систем, компания Mitsubishi Heavy Industries, Ltd поставляет на россий¬ский и белорусский рынки и более сложные, трехтрубные системы или системы с рекуперацией тепла, — отмечает Сергей Гусев. — Самое главное их преимущество заключается в том, что такие системы позволяют более гибко управлять режимами работы внутренних блоков. В случае двухтрубной системы мы имеем возможность установки лишь единого режима работы — либо охлаждение, либо обогрев. В трехтрубной системе — в любом режиме на выбор пользователя. Для больших зданий, с большим числом помещений и различными тепловыми нагрузками данная особенность системы может быть чрезвычайно актуальной, особенно в переходный осенне-весенний период, к примеру, в столовой может потребоваться охлаждение, а в детской — наоборот, обогрев.

Технически это реализовано следующим образом: часть горячего хладагента сразу после компрессора направляется не в конденсатор, как у двухтрубной системы, а с помощью специальных контроллеров распределяется по трубопроводам системы. Горячий хладагент попадает в те внутренние блоки, которые включены в режиме «тепло», в то время как остальные блоки продолжают работать в режиме «холод». Использование таких выносных контроллеров позволяет гибко конфигурировать систему. В идеальном варианте одному внутреннему блоку соответствует один контроллер, тогда все блоки работают независимо. Однако возможно использование одного контроллера с несколькими внутренними блоками, но в таком случае все они будут работать в одном режиме. Это может быть полезно, например, для больших помещений, в которых установлено несколько внутренних блоков, и их независимая работа не требуется.

Еще одной уникальной особенностью этих систем является наименьшее энергопотребление из всех, известных на сегодняшний день. Поскольку хладагент (горячий газ), испаренный внутренними блоками, работающими в режиме охлаждения, может быть использован внутренними блоками, работающими в режиме тепла, его энергия не пропадает, а эффективно используется. Коэффициент энергоэффективности может достигать 9,0. Это значит, что система кондиционирования полезной мощностью 40,0 кВт будет иметь энергопотребление около 4,5 кВт. Правда, для достижения такого высокого коэффициента необходимо, чтобы около половины блоков работали в режиме тепла, а половина — холода.

При этом следует помнить, что трех-трубные системы являются более сложными и дорогими, требуют повышенного профессионализма в проектировании, монтаже и пусконаладке, поэтому все эти работы стоит доверять только профессиональным, хорошо зарекомендо-вавшим себя климатическим компаниям.

«Свой выбор», УП

Пр-т Независимости, 125-49

Телефоны: (017) 3804484,

80296524977

ofce@cb.by

www.cb.by