Последние тренды молочного рынка России от Tetra Pak

1–4 марта 2016 года в Москве прошла специализированная Международная выставка оборудования и технологий для животноводства, молочного и мясного производств «Молочная и мясная индустрия». В выставочных мероприятиях приняли участие ведущие компании отрасли. В рамках обширной деловой программы форума специалисты получили исчерпывающую информацию для выработки долгосрочных планов развития и формирования стратегии позиционирования. Тенденции развития российского рынка молочной продукции и изменения в потребительском поведении представил генеральный директор Tetra Pak в России, Украине. Беларуси и Центральной Азии Урош КЕПИЦ.

Несмотря на многие кризисные явления и связанное с этим падение покупательской способности населения, рынок жидких молочных продуктов будет расти. В этом убежден представитель компании Tetra Pak. Наибольшие темпы роста продемонстрирует сегмент сливок, ароматизированного и ультрапастеризованного молока. Удобство и безопасность последнего вида молочной продукции для потребителя приобретают все большую ценность, чем и объясняет стабильный рост доли ультрапастеризованного молока на молочном рынке России. Такая тенденция сохранится в среднесрочной перспективе. По прогнозам генерального директора Tetra Pak, в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии доля ультрапастеризованного молока в общем объеме российского производства молочной продукции вырастет с 23 % в 2014 году до 40 % к 2022-му. В основу такой перспективы положены тенденции развития мирового рынка.

«Россия находится в глобальном экономическом пространстве, поэтому тенденции развития категории ультрапастеризованного молока будут иметь место и на российском рынке», — подчеркнул Урош Кепиц. К примеру, рынок Испании и Португалии сегодня — это рынок 100 % ультрапастеризованного молока. А его доля на итальянском рынке достигла 60 % и продолжает расти. На рынке Казахстана данный сегмент занимает уже порядка 50 % всего объема молочного производства. Россия также будет следовать за этим мировым трафиком.

Переход производителей к технологии ультрапастеризации стимулируют возрастающие требования потребителей, а также развитие современной розницы. Другой значимый фактор — эффективность производства, способствующий увеличению объемов ультрапастеризованного молока в странах Европы и других регионах мира, — для России пока не является определяющим. По словам Уроша Кепица, сегодня здесь мало современных высокотехнологичных производственных линий с большими объемами переработки молока в сутки.

Изменения на рынке розничной торговли

Структура розничной торговли постепенно меняется, заметное развитие получила сеть розничных магазинов с достаточно узким ассортиментом продукции, но низкими ценами, так называемые дискаунтеры. В этой ситуации ритейлеры сейчас сфокусированы на экспансии в российские регионы. Вместе с тем развитие современной розничной торговли продолжится. Сегодня она занимает 55 % рынка торговли, и ее доля будет расти. В свою очередь, это дает толчок росту частных марок. По крайней мере, в мировой практике. Российский рынок находится еще в начале пути, частных марок пока мало. Однако переработчикам пора задумываться об этих тенденциях, уверен Урош Кепиц. Сейчас главная ценность частных марок для россиян — в их низкой цене. Однако, как только розничные сети с помощью высококвалифицированного маркетинга начнут разработку брендов под частные марки, у последних появится отличный шанс занять весомую долю небрендированного молочного рынка России.

«Главный вывод, который должны сделать производители, — перестать считать ритейлеров своими врагами, хотя бы потому, что они могут стать весьма выгодными компаньонами. В любом случае они диктуют правила игры на рынке», — напомнил представитель компании Tetra Pak.

Потребительское поведение

Продукты питания остаются важной частью потребительской корзины населения. По данным за 2014 год, примерно треть покупателей следит за тем, чем они питаются, и стараются приобретать полезные продукты. Согласно проведенным исследованиям Tetra Pak, потребитель готов существенно доплачивать за функционал и удобство упаковки (к примеру, за упаковку с крышкой вместо обычной упаковки). Это главный тренд развития потребительского поведения.

Другие тренды, которые находятся на пороге российского рынка, можно условно назвать упрощением жизни и проверкой значимости жизни. Первый — это история про выбор молочного продукта с точки зрения его безопасности. Данная тема на слуху у покупателей в связи с многочисленными заявлениями в СМИ о фактах выявления фальсифицированных молочных продуктов. Второй тренд российского рынка — ожидаемое масштабное проведение акционных кампаний. Кризис только стимулирует их начало.

По мнению Уроша Кепица, на российском молочном рынке существует достаточно много незанятых ниш специализированной продукции различной ценовой категории. Ее предложение всегда находит спрос у покупателя, а сравнительно высокая стоимость не служит сдерживающим фактором для продвижения на рынке. Имеются в виду молоко с низкой жирностью, безлактозное молоко, питьевой йогурт и другие обогащенные продукты. Российские производители в этот сегмент идут пока с неохотой.