Вы здесь

Полгода, которые определенно пошли в плюс

Алексей БОГДАНОВ
Начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода

Начнем этот, во многом традиционный, обзор с официальной новости. По данным на 1 августа, рентабельность экспортных продаж белорусской сельскохозяйственной в целом и пищевой продукции в частности была как никогда высока. По сравнению с летом прошлого года многие структурные показатели (рентабельность в первую очередь) увеличились в разы.

Итоги работы «по экспорту» за первое полугодие 2016 года на продовольственном рынке страны мы подводим с начальником Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексеем БОГДАНОВЫМ.

Первый факт, который следовало бы отметить, таков. В целом по итогам первых шести месяцев сложилась весьма привлекательная картина — практически по всем направлениям деятельности организаций Минсельхозпрода. Росли объемы поставок. И если новостью про успехи в деле роста экспорта белорусской молочной продукции (110,7 % к уровню прошлого года) уже никого особо не «зацепишь», то рост поставок мяса за пределы страны специалистов приятно удивил.

Мясной прорыв

Так вот, по мясопродуктам общий рост поставок организациями Минсельхозпрода к уровню прошлого года составил 103,4 %. Можно говорить об увеличении поставок свинины (!!!), мяса птицы, разнообразных изделий из мясного сырья. Особо стоит отметить объем поставок с высокой добавленной стоимостью — колбасных изделий и готовой консервированной продукции (171,8 и 132,3 % соответственно).

«Наши товаропроизводители реализуют задачу, которая перед ними ставилась в последние годы — увеличивать глубину переработки, загружать максимально перерабатывающие мощности в Беларуси и поставлять готовую продукцию прямо на полки магазинов за пределами страны», — отметил эксперт нашего издания.

Плюсы такой стратегии известны. Перечислим лишь важнейшие:

  • добавленная стоимость остается в Беларуси;
  • растет число рабочих мест;
  • осуществляется продвижение белорусских предприятий и продуктов за счет брендинга. Качественный товар под ТМ «Сделано в Беларуси», который продается за пределами страны, дает плюс не только в экономическом, но и в политическом плане.

Никто, разумеется, не отменяет торговлю полутушами и тушами — это тоже весьма приличная статья экспорта. Другой вопрос, что такая стратегия позволяет уже зарубежным переработчикам осуществлять глубокую переработку сырья и под своим товарным знаком поставлять товар конечному потребителю.

«В целом Республика Беларусь увеличивает объемы поставок мясных товаров, — удовлетворенно констатирует Алексей Богданов. — На эту и многие иные темы мы планируем предметно поговорить на Экспортном форуме «Беларусь мясная» в конце октября текущего года».

Молочная отрасль —  под знаком запланированной стабильности

Как уже было сказано выше, отечественная «молочка» продемонстрировала традиционный рост. Минусом, и то весьма относительным, стало снижение объемов поставок СОМ к уровню прошлого года.

«Это происходит в рамках договоренностей с Российской Федерацией об объемах поставок в нынешнем году, — сообщили нам в министерстве. — Россия планово осуществляет интервенцию на рынке сухого молока летом нынешнего года. И при подписании прогнозных балансов на поставку мясо-молочной продукции из Беларуси в Россию между Минсельхозом и Минсельхозпродом в 2016 году данный фактор учитывался».

Как бы там ни было, объемы поставок СОМ к уровню прошлого года снизились, дав 88 %. В то же время освободившиеся потоки молока были перенаправлены на производство востребованной за пределами Беларуси цельномолочной продукции и сыров. Достаточно сказать, что экспорт сыров и творога «сплюсовал» к уровню прошлого года на уровне 125,6 %, кефира — 126,9 %, сметаны — 121,1 %…

Яркая особенность нынешнего года — серьезный дефицит на рынке сливочного масла, причем во всем мире. Нет ничего удивительного в том, что товарный дефицит данного продукта в Беларуси присутствовал, но только в сфере экспортных поставок. Скажем, по состоянию на 1 июля в Республике Беларусь не хватало 500 тонн масла «на экспорт». Все отечественные предприятия, занятые выпуском этого вида цельномолочной продукции, были «законтрактованы», часть контрактов оказалась «проавансирована».

Ситуация без прикрас

В Минсельхозпроде констатируют: если брать за основу поставки в натуральном выражении, то темпы «ростов и приростов» находятся на высоком уровне. Но вот в деньгах картина получается не такая радужная, повторяя тенденции 2015 года. Если говорить предметно, то:

  1. в долларовом эквиваленте цены практически на все виды продуктов упали, в том числе на основном направлении работы — в России;
  2. в Российской Федерации снижалась покупательская способность населения;
  3. у наших соседей и основных бизнес-партнеров валюта была крайне нестабильна.

Именно эти три фактора создавали и создают головную боль белорусским поставщикам и производителям, работающим на внешних рынках. Как бы там ни было, но во второй половине 2016-го запланировано добавить «в деньгах», чтобы выйти на запланированный объем экспортной выручки по итогам года.

Финансы и красивые романсы

Если говорить предметно, то к уровню прошлого года предприятия Минсельхозпрода (подчеркнем, в долларовом эквиваленте) получили в деньгах лишь 94,6 %. Зато в российских рублях цены по сравнению с прошлым годом оказались существенно выше. Ну а в долларах по мясопродуктам цены были в среднем ниже на 18 %, по «молочке» — на 11 %. Тем не менее постепенно ситуация выправляется. Можно напомнить, что в прошлом году диспаритет цен по мясопродуктам достигал 30 %, по молочной продукции — 40 %.

«Есть основания полагать, что к концу года экспортные цены по основным товарным позициям выйдут на запланированные показатели», — констатируют в Минсельхозпроде.

При этом ситуация зависит от состояния российского рубля, находящегося в прямой зависимости от цен на нефть. Белое и черное золото на этом участке весьма серьезно соприкасаются и влияют друг на друга.

Подводя итог теме финансов, Алексей Богданов заявил: «Наши ведомства и предприятия работают гораздо лучше и успешнее в текущем году. Благодаря этому, к примеру, удалось заработать больше на 80 млн долларов к уровню прошлого года. Если бы не было дополнительных объемов поставок разнообразной продукции, нам не пришлось бы не то что говорить, а просто мечтать о дополнительной валютной выручке».

Скажем прописную, в общем-то, истину. Привязка к рынку России и только к нему чревата объективными проблемами, про которые достаточно было сказано выше. И в связи с этим фактором особое внимание в текущем году будет опять-таки уделяться работе на других, наиболее перспективных и денежных рынках. Уже сейчас можно попробовать проанализировать направления «главных ударов», оценить некоторые показатели работы на внероссийских рынках.

Диверсификация экспорта

Ситуация на данном направлении оценивается в Минсельхозпроде достаточно позитивно. Если в прошлом году за первое полугодие мы поставили продукцию в 49 стран мира, то в нынешнем — уже в 51 страну. Лидерами поставок стали Вьетнам, Израиль, Индия. Начались поставки в Иран. В Пакистане закрепился «Беллакт». На эту страну у Беларуси серьезные планы. Речь идет о существенном расширении товарной линейки. Реализации планов пока мешает позиция пакистанской стороны, но этот вопрос постепенно решается.

Кроме того, первое полугодие 2016 года примечательно началом поставок белорусской продукции в Таиланд и Тайвань, Турцию. Отдельная тема — Япония. В эту страну в 2016-м осуществлены первые поставки желатина на 50,7 тыс. долларов. Стоит говорить о практических результатах работы с японскими партнерами на специализированных выставках «Фудэкс Джапан-2016» и «Белагро-2016».

Напомним также, что недавно была создана японо-белорусская ассоциация по развитию торгового и промышленного сотрудничества. О важности японского рынка, его масштабах и платежеспособности потенциальных партнеров говорить много не приходится.

Политика и экономика — едины больше, чем народ и партия когда-то…

Когда мы готовили эту публикацию, в Беларуси с визитом побывала делегация китайской провинции Цзянсу. В частности, прошли переговоры в Минсельхозпроде. Можно говорить о том, что меморандум о сотрудничестве с этим регионом будет подписан в ближайшее время. На данном факте есть смысл остановиться чуть подробнее, и вот почему.

Цзянсу обладает самой большой плотностью населения в КНР. В провинции живет 80 млн человек, при том что площадь ее территории в два раза меньше Беларуси. Деловые круги и руководство этого региона заинтересованы в поставках белоруской мясной и молочной продукции.

Осенью запланирован визит Президента Беларуси в КНР. Предполагается, что в его ходе будет подписано соглашение, позволяющее начать работать нашей стране более углубленно именно с регионами Китая (речь идет в частности о проведении бизнес-форумов, тематических конференций, рабочих групп). Можно говорить о создании механизма, способного серьезно подтолкнуть контакты белорусского и китайского бизнеса, вывести на новый уровень инвестиционную политику.

На такой позитивной ноте всегда приятно ставить точку. Хотя у нас получилось многоточие. 

P. S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Россельхознадзор ввел очередные «временные ограничения» на поставку продукции с трех молочных заводов Беларуси. Под запрет попали «Беллакт», Рогачевский молочно-консервный комбинат, Калинковичский молочный комбинат. Претензии касались оформления ими деклараций соответствия на сухое молоко.

Данная новость лишь подтверждает слова Алексея Богданова о необходимости диверсификации экспорта для всех белорусских предприятий, рассчитывающих на стабильную, прибыльную работу на внешних рынках. Попытки «отсидеться сугубо в российских окопах» все чаще разбиваются о жестокую экономическую реальность. Внешнеэкономическая стратегия Минсельхозпрода сегодня вкратце выглядит следующим образом: «Необходимо выходить на премиальные рынки со своей брендированной продукцией. При этом каждое предприятие должно иметь стратегию диверсификации внешних поставок».

Читайте также
Такой оперативный вывод можно сделать, ознакомившись со статистическими данными, отражающими работу предприятий...
Какие перспективы молочной отрасли? Как выстроить бизнес стратегию, чтобы ответить на вызовы времени и поддерживать...
Если раньше на импортозамещении делался акцент только в экономической плоскости, то теперь это еще и вопрос...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by