Почести сыру с «Молочного Миру»

В этом году многие молочные предприятия сделали акцент на сухие продукты и сливочное масло. Концепция производства складывалась таким образом, что сыры стали в какой-то степени менее актуальным продуктом и вырабатывались почти по остаточному принципу. Может быть, поэтому производители из других областей не были активными участниками Первого открытого сырного фестиваля в Гродно. Такое мнение высказала нашей редакции генеральный директор ОАО «Молочный Мир» Марина АНИКЕЕВА. Сырный праздник в Гродно, тем не менее, состоялся. И тем, кто там побывал, понравился.

Директор «Молочного Мира» давно загорелась идеей проведения сырного фестиваля.

— Вовсе не для того, чтобы популяризировать производителей, — говорит Марина Аникеева. — На самом деле, мы хотели обратить внимание горожан на вкусный и очень полезный продукт. У нас его в достаточном количестве, ассортимент широкий. Однако пока потребление сыра в Беларуси значительно уступает другим европейским странам. Если благодаря нашему начинанию цифры изменятся, будем рады. Свои сыры показать и на другие посмотреть приехали представители Дятловского и Ошмянского сыродельных заводов, Новогрудского маслодельного комбината и Щучинского маслосырзавода. Гродненских сыроделов поддержали Березовский сыродельный комбинат и СОАО «Беловежские сыры». В первый профессиональный день фестиваля, 20 сентября, все вышеперечисленные заводы вместе с ОАО «Молочный Мир» представили свою продукцию на конкурс качества сыра. По результатам оценки дегустационной комиссии три сыра ОАО «Молочный Мир» заняли призовые места.

— Такой результат нас, безу­словно, порадовал, — отме­чает М. Аникеева. — Этот смотр не зависит от места проведения и прочих факторов. Профессиональные дегустаторы произвели органолептическую оценку образцов сыра. Кроме того, мною была выдвинута идея предложить наши новые сыры на дегустацию людям. Это сыры экспериментальных партий с новыми сочетаниями вкусов, их дегустация дала свой положительный результат.

Мы для себя многое открыли о вкусовых предпочтениях белорусов, получив необходимую информацию. Теперь знаем, на производство каких сыров нам нужно взять ориентир. Хотя сыроделие — сложное направление не только с точки зрения технологии, но и формирования вкусов продукта, я делаю основную ставку на производство сыра. Беларусь обладает большим сырьевым ресурсом. Сыр — это достойный конечный молочный продукт. Мы понимаем, что в нашей республике нет регионального исторически сложившегося вкусового предпочтения в сырах. Оно еще только формируется, как и сама история белорусского сыроделия. В этом, я надеюсь, поможет наш фестиваль. Первое мероприятие показало, что к нему есть интерес. Я призываю коллег перемещать сырный фестиваль по стране, захватывая все большие слои населения. А мы, в свою очередь, проанализируем, что получилось, над чем надо еще поработать.

Александр ВЕРСОЦКИЙ, первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского исполнительного комитета:

— Основная цель фестиваля — популяризация сыров. Нам известны удачные примеры популяризации продуктов в Европе. Так, масштабно и интересно проходит фестиваль пива в Баварии. Одна только цифра — 6 млн посетителей — говорит о том, что это настоящий праздник пива. Сыр — один из продуктов, с которым если не ассоциируется Беларусь, то, во всяком случае, за него не стыдно. Я был очень удивлен, что в нашей стране такой низкий показатель потребления сыра на душу населения. Мы договорились с «Молочным Миром» о ежегодном проведении сырного фестиваля. На 2014 год Гродно объявлен культурной столицей Беларуси, и мы постараемся по максимуму насытить культурную жизнь нашего города. Теперь заняты поиском «фишки» нашего фестиваля. Думаю, что при следующем проведении мероприятия мы сумеем удивить гостей праздника сыра чем-то особенным.

Лариса СТЕПАНЕНКО, заместитель начальника отдела переработки продукции животноводства Минсельхозпрода:

— У нас традиционно проводятся отраслевые мероприятия, где задействованы в основном специалисты молокоперерабатывающих предприятий. А работа с населением по популяризации молочных продуктов, разъяснению их полезности, культуры потребления остается в стороне. Между тем люди нуждаются в такой информации, к тому же они не всегда знают о возможностях предприятий по производству того или иного продукта, об ассортименте. Несколько лет назад Союз предприятий молочной отрасли два раза провел фестивали молока в Минске, однако акцента на конкретные группы молочной продукции не было. Несколько в другом формате прошел фестиваль сыра в Гродно. Мне он очень понравился. В организации и проведении фестиваля были задействованы не только ОАО «Молочный Мир» и другие перерабатывающие предприятия, но и областной отраслевой холдинг, облисполком и горисполком. Гродненцы сделали мероприятие привлекательным, веселым и интересным для населения всех возрастных групп. Создали в парке Жилибера Сырный город, с выдумкой подошли к организации различных презентаций и конкурсов, подготовили оригинальные подарки для победителей. А главное, на фестивале в широчайшем ассортименте были представлены сыры, в том числе и изготовленные специально для мероприятия экспериментальные образцы.

Как инструмент для популяризации продукции такой фестиваль очень полезен. Удачно выбрано время: осенью у нас самые вкусные сыры, выработанные из летнего молока. Поэтому и республиканский конкурс качества сыров традиционно проводится в эту пору.

У нас много разнообразных сыров. Внутреннюю потребность можно покрыть за счет собственного производства не только по объему, но и по ассортименту. Освоено производство сыров с длительными сроками созревания. Несмотря на то, что цены на них выше, они пользуются потребительским спросом. В этом году имеет место уменьшение ресурсов сырья. Изменилась и конъюнктура рынка, в связи с чем несколько снизилось производство сыров. Вместе с тем, большинство заводов объемы выпуска сыра не снижали. Но спад производства на некоторых крупных предприятиях все же повлиял на результаты по респуб­лике. За девять месяцев текущего года произведено 102 тыс. тонн жирных сыров, что составляет 87 % к январю – сентябрю 2012 года. В стране продолжаются модернизация и реконструкция сыродельных производств. Запускают новые линии Браславский филиал ОАО «Глубокский МКК», ОАО «Поставский молочный завод», идет строительство нового цеха в ОАО «Рогачевский МКК», проведены конкурсы на закупку оборудования в ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод», ОАО «Молочный Мир». Есть над чем работать, и, думаю, все у нас получится!

ОАО «Молочный Мир» 230005, Гродно, ул. Горького, 93 Тел.: +375 152 43-01-72 Факс: +375 17 210-83-51 www.milk.by