Вы здесь

Почему Толочинский формат — вне белорусского сетевого формата?

В июле 2017 года на имя министра антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича было адресовано письмо, в котором описывались проблемы РУП «Толочинский консервный завод» во взаимоотношениях с розничными сетями. По итогам этого обращения, а также общения с руководством предприятия, мы подготовили данный материал.

Так уж распорядилась история, но свой первый деловой визит в качестве премьер-министра Андрей Кобяков совершил как раз на РУП «Толочинский консервный завод».

Это произошло в январе 2015 года. Самой цитируемой в СМИ стала тогда мысль Андрея Кобякова о возможности наращивания на предприятии выпуска натуральных ягодных вин и их реализации в других регионах страны.

Толочинский формат, белорусский сетевой формат, Толочинский консервный завод, премьер-министр, Андрей Кобяков

Фруктовые сады, откуда поставляются яблоки и груши (в том числе) для нужд Толочинского консервного завода, полностью соответствуют международным стандартам. Но крупнотоннажную отечественную торговлю этот факт не особо интересует...

Кстати, из ягод и фруктов в той же Германии производят элитные вина, значительно превышающие по ценам виноградные. И никто не в претензии. Более того. Именно так в Европе решается проблема деалкоголизации населения. Но у нас производителя порой вынуждают выбирать абсолютно непонятный путь.

Про второй хлеб, соки и не только

Все последние годы убыточное по разным причинам виноделие в Толочине микшировалось за счет второго хлеба — картофеля. Наблюдалось своеобразное перекрестное опыление. Для поддержки одного направления было качественно и количественно развито другое. На полях, используемых Толочинским заводом, под картофель отведено порядка 1000 га.

Последовательно выполнялись комплексные поручения президента, сделанные им еще в 2009 году при посещении предприятия.

• Так, в Толочине к 2015 году были запущены в эксплуатацию два современных картофелехранилища по 15 тыс. тонн, снабженных европейскими системами вентилирования. За основу взят голландский тип картофелехранения. На установленных там производственных линиях ведется фасовка картофеля: от 1 до 25 кг. Под заказ осуществляется мойка клубней, возможна машинная полировка и т. д.

• В 2016-м здесь запустили цех по производству натуральных соков из местных плодов и ягод. Имелись планы по выпуску овощных соков.

Однако суровая действительность выполнение этих планов поставила под удар. И здесь мы возвращаемся к содержанию письма, направленного предприятием в МАРТ. Суть проблем такова.

Картофельные бунты

Валовый сбор картофеля на площадках Толочинского завода сегодня достигает 45–48 тыс. тонн. Однако за период с августа 2016 по июнь 2017 года предприятию удалось реализовать лишь 25,2 тыс. тонн данной продукции. Причем на внутренний рынок оказалось продано лишь 2,8 тыс. тонн (11 %).

В то же время покупателями толочинского картофеля стали Россия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Молдова, Сербия, страны Балтии. Этот продукт представлен в таких сетевых структурах России, как «Магнит», «X-5», «СемьЯ», «Дикси», «Ашан» и др. Кстати, картофель отгружался в эти сети на условиях стопроцентной предоплаты.Возможности двух современных хранилищ позволяют реализовать на внутреннем и внешнем рынках около 300–400 тонн толочинского картофеля в сутки.

Теоретически. А на практике получаются зубодробительные проблемы при работе на внутреннем рынке. В частности, ООО «Евроторг», по словам специалистов предприятия, требовал отсрочки платежа на уровне 30 дней, хотя остальные сети ограничивали эти сроки семью–десятью сутками.

Входную цену диктовали опять же сети. Причем если для «Евроторга» она составляла 0,21–0,25 копейки, то для других ритейлеров не превышала 0,30–0,35 копейки.

Кроме того, сети в последнее время предъявляют к толочинскому производителю требования по входному качеству, которые радикально отличаются от белорусских технических нормативно-правовых актов по калибровке, наличию дефектов на клубне и т. д. И этот момент оказывается основанием для того, чтобы требовать дополнительные скидки на поставленный картофель.

В итоге в магазины того же «Евроторга» картофель с полей, находящихся на балансе Толочинского консервного завода, поступает через посредников — фермерские хозяйства. Почему-то к ним менеджеры одного из крупнейших сетевых предприятий оказывались более лояльными, не столь требовательными к качеству. Загадка? Еще какая.

Сочные вопросы

Толочинский формат, белорусский сетевой формат, Толочинский консервный завод, премьер-министр, Андрей Кобяков Вопиющим руководство Толочинского консервного завода считает политику сетей в отношении их соковой и винодельческой продукции. Говоря языком официальным, «в целях выполнения поручения Главы государства по созданию интеграционной структуры по производству, хранению, переработке и реализации разнообразной плодово-ягодной продукции» с января 2016 года предприятие приступило к розливу и реализации соковой продукции.

Несколько цифр:
• площадьфруктовых садов, принадлежащих Толочинскому консервному заводу, — 600 га;
• возможности ежемесячного произ-водства соковой продукции достигает 500 тыс. тонн;
• отпускная цена (уровень себестои-мости) за 1 литр соков и нектаров — 1,01 рубля, без учета НДС.

Однако входная цена для этого отечественного производителя в сеть «Евроторг» в 2017 году была определена на уровне 68 копеек. По факту же, как нам пояснили в Толочине, их соковая продукция под ТМ «ФРУТО-КРУТО» реализуется в магазинах данной сети по цене 1,49 копейки. То есть величина торговой надбавки превышает 200 %. При этом другие сети предприятию к сотрудничеству расположить и вовсе не удается (за исключением отдельных сетевых магазинов Витебщины).

Специалисты толочинского предприятия оперируют удивительными фактами. При отгрузке на Распределительный центр (РЦ) ООО «Евроторг» соковой продукции по цене 68 копеек объем реализации составляет от 40 до 60 тонн. При этом любые предложения по увеличению цены хотя бы до себестоимости продукции в данной розничной структуре не рассматриваются.

Винные чудеса

На минуту предлагаем вернуться к началу статьи — посещению Толочинского завода премьер-министром Андреем Кобяковым в январе 2015 года. Во исполнение его поручений по развитию винодельческого направления, предприятие провело переговоры со всеми сетями в Минске. По состоянию на июль 2015-го прямые поставки, обеспечивающие безубыточность работы предприятия, осуществлялись в основном через ОДО «Виталюр». ООО «Евроторг», по данным топ-менеджеров Толочинского консервного завода, поручение премьер-министра от 21.01.2015 попросту «проигнорировало».

Однако после совещания у президента в августе 2015 года (по вопросам производства и оборота алкогольной продукции) ситуация изменилась. За 2015-й в адрес ООО «Евроторг» было отгружено 6025 дал вина (при объемах в 2014-м — 784 дал).

Но и тут нельзя назвать картину для отечественного производителя безоблачной. Имеются «нюансы» с ценами. За период с августа 2015 по декабрь 2016 года отгрузка фруктовых вин осуществлялась в адрес ООО «Евроторг» по одной входной цене — 13 000 (1,3) рублей за бутылку 0,7 литра. Притом, что для других розничных структур цена колебалась в пределах 16 500 (1,65)–18 500 (1,85) рублей. в зависимости от ассортимента.

За прошедший год, как констатируют на предприятии, произошел существенный рост цен на тару, сахар, корковую пробку, электроэнергию, топливо и проч. Логичное предложение со стороны производителя в конце 2016 года — увеличить входную цену на продукцию — было отклонено ООО «Евроторг». Более того… Вскоре после этого обращения прекратились отгрузки на РЦ данной сети.

Июньский мониторинг магазинов сети в Минске, Могилеве, Борисове, Жодино, Смолевичах показал предсказуемый результат. Из 48 проанализированных сетевых магазинов фруктово-ягодная продукция Толочинского завода отсутствовала полностью в 35 торговых точках. Разумеется, такая стратегия, лишающая потребителя возможности выбора, а производителя — нормального канала сбыта и возможности вести диалог с продавцом, вызывает все большее непонимание у коллектива Толочинского консервного завода.

И понять, а главное — услышать производителя, в данной ситуации не только можно, но и жизненно необходимо.

Источник: Produkt.by

PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by