Почему дорожают российские продукты питания

Уровень инфляции, зафиксированный в РФ в 2009 г., превышает показатели большинства стран.

В том числе Западной и Восточной Европы, сообщает Сonditer.ru.

Об этом говорится в докладе Минэкономразвития России «Цены в России — 2009. Стабилизация под воздействием спроса и конкуренции». В 2009 г. инфляция на потребительском рынке составила 8,8%. Это самое низкое значение с 1991 г. и в полтора раза меньше, чем в 2008 г. На сдерживание цен, прежде всего на продовольствие, повлияли сокращение потребительского спроса и спад цен на мировых рынках. Тем не менее уровень инфляции выше российского в 2009 г. был достигнут только в Белоруссии — 10,1% и на Украине — 12,3% (на продукты питания 10,9%). В экономическом ведомстве уверены, что относительно высокий показатель инфляции в стране во многом связан с недостаточным уровнем развития конкуренции на основных товарных рынках, несовершенным предпринимательским климатом как в стране в целом, так и в отдельных субъектах РФ. Росту цен способствовали и снижение курса рубля относительно доллара (по итогам года реальный эффективный курс снизился на 3,8%), и увеличение стоимости кредитных средств (средняя ставка кредита в 2009 г. — 15,3%, в 2008 г. —12,2%), и дефицит оборотных средств у производителей и в торговле. Сахар К абсолютно рекордному росту средних потребительских цен на сахар среди всех продуктов питания за два последних года привели следующие причины: необходимость компенсировать сельхозтоваропроизводителям убытки от реализации других культур (в первую очередь зерновых), неблагоприятные погодные условия (заморозки весной и засуха летом) и рост мировых цен на сахар-сырец вследствие его неурожая. Рыба Удорожание рыбы обусловлено ростом цен на мировых рынках, а также увеличением стоимости закупочных материалов и комплектующих. В 2009 г. средние международные контрактные цены выросли на импортную охлажденную рыбу с 4,82 до 4,85 долл. за 1 кг. Говядина Рынок говядины характеризуется высокой импортозависимостью. Продукция отечественных производителей занимает 24% рынка, в то время как импорт — 76%. Рост розничных цен на говядину произошел из-за более высоких по сравнению со спросом темпов сокращения предложения говядины со стороны производителей и импортеров: –14,1 и –12,7% соответственно. Мясо птицы Рост розничных цен на кур и куриные окорочка значительно ниже уровня инфляции и меньше, чем в среднем рост цен на продукты. Это в первую очередь связано с тем, что цены производителей практически сохранились на уровне 2008 г. Важным событием для рынка стало снижение зависимости от импорта. Производство курятины за год выросло на 17,6%, импорт сократился на 19,7%. При этом наблюдалось смещение спроса населения с более дорогих источников белков животного происхождения (говядины, полуфабрикатов) на курятину. Свинина Снижение цен производителей связано с выходом на полную производственную мощность ряда новых свинокомплексов, увеличением ввоза живых свиней на убой, а также относительно низкими ценами мирового рынка. В результате роста отечественного производства на рекордные 26% и снижения импорта (–19%) импортозависимость по свинине уменьшилась и составила 51,3%. Хлеб В 2009 г. ситуация на рынке хлеба была стабильной, несмотря на разнонаправленную динамику цен на внутреннем и мировом рынках пшеницы. Это связано с тем, что рост цен на пшеницу в начале года был компенсирован снижением во второй половине года. Снижению цен на внутреннем рынке способствовали переходящие запасы зерна 2008 г. и высокий валовой сбор зерна. По данным Минэкономразвития, доля цены зерна в структуре розничной цены на хлеб в среднем составляет около 19%. Молоко Рост цен сельхозтоваропроизводителей на молоко обусловлен дефицитом сухого молока в конце 2009 г. Сокращение объема рынка сухого молока на 26% вызвано началом действия в 2009 г. техрегламента на молоко и молочную продукцию. Согласно документу молоко, содержащее сухой продукт, должно назваться молочным напитком. В связи с непрогнозируемым спросом на молочный напиток летом было высушено существенно меньше молока, чем в предыдущие годы. В результате в конце года на фоне снижения импорта, увеличения потребления сухого молока кондитерами в преддверии новогодних праздников и сезонного минимума производства сырого молока впервые в зимний период цены на сухое молоко превысили уровень цен на сырое молоко (+11,3%). Фермерам стало выгоднее сдавать молоко для переработки в порошок, чем производить питьевой продукт. Рис Динамика рынка риса во многом обусловлена стабильностью цен на рис в Юго-Восточной Азии — основного поставщика риса в Россию. Кроме того, в 2009 г. в стране был собран рекордный урожай риса, занимающего около 40% в объеме потребления круп. Рост экспорта (+208,9%) и снижение импорта (–5,3%) привели к некоторому снижению предложения на внутреннем рынке, но не оказали существенного влияния на динамику цен. Гречневая крупа Последние три года рынок гречи демонстрировал низкую маржинальность для производителей на фоне успехов рисовой отрасли в отдельные периоды. В моменты резкого повышения цен на рис (январь — март 2009 г.) рынок гречи показывал рост потребления, то есть один продукт замещался другим. По прогнозу компании «Ангстрем», до нового урожая цена на гречку будет регулироваться реальными остатками сырья и объемом потребления при новой цене продукта на полке. Яйца куриные Рекордное падение цен на яйца не связано с мировыми тенденциями, поскольку рынок яиц является локальным и характеризуется высоким уровнем самообеспеченности (98%). Снижение по итогам года обусловлено ростом производства на 3,6% и падением спроса со стороны промышленных потребителей яиц. Например, производство кондитерских изделий сократилось на 4,1%. Овощи Падение цен на овощи связано с увеличением внутреннего производства. Так, предложение на рынке отечественного картофеля в 2009 г. увеличилось на 7,8%. В результате доля российского корнеплода расширилась на 1 п.п., составив 99%. Масло подсолнечное Снижение цен вызвано значительным ростом производства отечественного подсолнечного масла (35,5%). Увеличение выпуска в свою очередь объясняется рекордным урожаем подсолнечника, собранного в 2008 г. (+20% к 2007 г.). Внутренний рынок подсолнечного масла в 2009 г. возрос на 30,3%, экспорт увеличился почти в два раза, что позволило полностью избежать влияния на внутренний рынок растущих мировых цен на масло. Для сравнения: цены на подсолнечное масло в Западной Европе за год прибавили 38,2%.