Плавучая угроза: морские контейнеры распространяют вредителей и болезни

Международная конвенция по карантину и защите растений борется с проблемами, вызываемыми глобализацией в сфере торговли. Наибольшее внимание и обеспокоенность общественности вызывают разливы нефти, в то время как «биологические разливы» в долгосрочной перспективе представляют более серьезную угрозу, но при этом не пользуются таким вниманием со стороны общественности.

 

В начале ХХ века гибель миллиардов американских каштанов была вызвана завезенным в Америку экзотическим грибком, что радикально изменило ландшафт и экосистему; а в настоящее время изумрудный ясеневый жук-пилильщик — другой вредитель, путешествующий «автостопом» по глобальным торговым путям к новым местам обитания, — угрожает исчезновением ценной породы деревьев, на протяжении долгого времени использовавшейся человеком для изготовления рукояток для инструментов, гитар и других изделий.

Наверное, крупнейшим «биологическим разливом» всех времен стала доставка по морю из Америки в Бельгию грибоподобного эукариотического микроорганизма под названием Фитофтора инфестанс — название вида происходит от греческого «истребитель растений». В течение нескольких месяцев этот вредитель добрался до Ирландии и стал причиной эпидемии фитофтороза картофеля, что привело к голоду, гибели людей и массовой эмиграции.

Этот список можно продолжать бесконечно. Родственница ядовитой тростниковой жабы, распространение которой в Австралии не удавалось поставить под контроль, недавно была доставлена морским грузовым контейнером на Мадагаскар — остров, известный своим биологическим разнообразием; при этом способность самок этого животного откладывать до 40 000 яиц в год делает катастрофическими масштабы угрозы существованию местных лемуров и птиц, а также угрожает среде обитания всех местных животных и растений в целом. Муниципальные власти Рима активизируют ежегодную кампанию по борьбе с желтолихорадочным комаром — инвазивным видом, завезенным в Албанию в 1970-х годах. Азиатский тигровый комар, известный своими агрессивными укусами, широко распространен по всей Италии, а глобальное потепление сделает возможным его распространение на территории Северной Европы.

Именно поэтому страны мира собрались около двух месяцев назад для принятия Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) — инструмента, призванного помочь в воспрепятствовании распространения вредителей и болезней растений через границы государств, чему способствует международная торговля, в целях обеспечить защиту работников сельского и лесного хозяйства, биологического разнообразия, окружающей среды и потребителей.

«Потери посевов культивируемых растений и расходы по контролю экзотических вредителей приводят к значительному росту налогов на производство продовольствия, древесного волокна и кормовых растений», — заявил координатор расположенного в штаб-квартире ФАО Секретариата МККЗР Крэг Федчок. — Общеизвестно, что плодовые мушки, жуки, грибы и подобные им вредители снижают урожайность культур во всем мире на 20–40 %».

Торговля — переносчик, контейнеры — средство доставки???

Инвазивные виды вредителей перемещаются к новым местам обитания различными способами, однако морские перевозки являются основным путем их распространения. В наше время морские перевозки означают перевозки в морских контейнерах: в глобальном масштабе ежегодно осуществляется около 527 миллионов перевозок морскими контейнерами — один только Китай ежегодно осуществляет более 133 миллионов перевозок морскими контейнерами. При этом не только перевозимый груз, но и сами стальные конструкции контейнеров могут выступать в роли переносчиков экзотических видов вредителей, способных нанести непоправимый ущерб экологии и сельскому хозяйству.

Например, проверка 116 700 пустых контейнеров, прибывших в Новую Зеландию в течение последних пяти лет, показала, что каждый десятый контейнер был заражен вредителями в его наружной части, а показатель по заражению внутри контейнеров оказался вдвое выше. К указанным вредителям относились непарный шелкопряд, гигантская ахатина, муравей аргентинский и щитник мраморный, то есть виды, каждый из которых несет угрозу посевам сельскохозяйственных культур, лесам и городской окружающей среде. В то же время находящиеся в контейнерах остатки грунта могут содержать семена инвазивных растений, нематодов и растительные патогены.

«Результаты инспекций, проведенных в Соединенных Штатах, Австралии, Китае и Новой Зеландии, показывают, что тысячи организмов, относящихся к широкому спектру таксонов, непреднамеренно перемещаются в морских контейнерах», — отметил на недавнем заседании руководящего органа МККЗР — Комиссии по фитосанитарным мерам (КФМ) в штаб-квартире ФАО руководитель указанного исследования, ученый из Новозеландского научно-исследовательского института леса Экехард Брокенхофф.

Жуки-щитники и цепочки поставок

Наносимый вредителями ущерб выходит далеко за рамки сельского хозяйства и вопросов человеческого здоровья. Инвазивные виды вредителей могут вызывать засорение систем водоснабжения и отключение электростанций.

Распространение инвазивных биологических видов наносит ущерб, достигающий 5 % результатов годовой глобальной экономической деятельности, что, согласно одному исследованию, приблизительно соответствует ущербу, который мог бы быть нанесен целым десятилетием постоянных природных катаклизмов. А, по словам Брокенхоффа, с учетом трудноизмеримых факторов эта цифра может удвоиться.

Около 90 % современной мировой торговли осуществляется с применением морских перевозок и широкого спектра различных логистических цепочек; при этом соглашения о методах контроля зачастую являются труднодостижимыми. В прошлом году в США было доставлено около 12 млн морских контейнеров, при этом использовались не менее 77 морских портов. Более того, многие доставленные грузы быстро перемещаются во внутренние районы страны в целях их включения в цепочки поставок, организованные по принципу «точно в срок». Именно таким образом навевающий страх щитник мраморный, способный быстро уничтожать ценные фрукты и посевные культуры, несколько лет назад начал с Цюриха свое путешествие по Европе. Этот вредитель предпочитает совершать дальние переезды в укромных местах и щелях в стальных конструкциях, а по прибытии на место организовывать места для зимней спячки в человеческих жилищах.

Новая Зеландия, во многом зависящая от экспорта сельскохозяйственной продукции, усилила работу по внедрению самых современных методов обеспечения биологической безопасности и системы гигиенической обработки контейнеров с целью недопущения вредителей на свою территорию. Она рассчитывает на сотрудничество с отраслью морских перевозок и проведение инспекций в большей части морских портов в Тихом океане, предлагает сотрудничающим организациям существенный с экономической точки зрения стимул в виде проведения меньшего числа инспекций. До того как десять лет назад указанная система была внедрена, уровень заражения контейнеров превышал 50 % и с тех пор снизился на 90 % от начального уровня.

Разработка плана фитосанитарных мероприятий

В прошлом году КФМ выработала рекомендации для национальных организаций по защите растений, каким образом выявлять риски, связанные с морскими контейнерами, и информировать о них, а также поддерживать внедрение соответствующих разделов Свода практических правил ООН по укладке грузов в интермодальные транспортные единицы (CTU Code) — отраслевого руководства рекомендательного характера. Это позволит владельцам бизнеса внедрять систему решения указанных проблем (не затормаживая производственные операции) путем использования автоматизированных кранов, способных осуществлять погрузку и разгрузку контейнера в течение около 20 секунд в морском порту среднего размера, таком как Гамбург, в котором обрабатывается четверть объема грузов, проходящих через порт Шанхая.

Несмотря на то, что дополнительные операции потребуют дополнительных затрат по времени, многие игроки в отрасли приходят к консенсусу по поводу того, что риски являются достаточно значительными для того, чтобы предпринимать активные действия. На настоящий момент заинтересованные лица в отрасли занимают выжидательные позиции; владельцы бизнеса периодически на добровольной основе принимают меры информационно-организационного характера, способствующие распространению лучших практик и более тщательному применению действующих процедур. В зависимости от успеха этих усилий, комиссия в будущем повторно рассмотрит возможные изменения международных стандартов в данной области.