Пивовары ждут жаркого лета

Белорусские пивзаводы стремятся усилить свои позиции на отечественном рынке

В начале года всем алкогольным напиткам эксперты рынка предрекали падение. Всем, кроме пива. Но, вопреки этим прогнозам, потребление пенного напитка падает. По словам Евгения Марьюшича, начальника сектора пивоваренной отрасли концерна «Белгопищепром», украинский рынок пива за первый квартал сократился на 10-14 %, российский — на 7. Белорусский рынок потребления за 4 месяца сократился на 2 %, производства — на 6 %. Связано это, прежде всего с масштабной реконструкцией двух участников «семерки»: «Брестского пива» и «Речицапива». По последней, кстати, на днях руководство Heineken озвучило стоимость и сроки: реконструкция «Речицапиво» будет полностью завершена к 2011 году и обойдется в 4 млн. евро. По прогнозам участников, к концу года ожидается уменьшение потребления пива в Беларуси на 5 процентов. Хотя, признают, многое зависит от погоды. Учитывая, что пока метеорологи обещают жаркое лето, поводов для пессимизма не так уж и много. Гораздо больше, как обычно, наших производителей волнует конкуренция со стороны импортного пива. Стоит совладать с этой долей (а это более четверти рынка), как любые планы по наращиванию объемов производства и выходу с новыми продуктами становятся практически успешными. Тем временем импортное пиво продолжает расти за счет украинского: 104 % в целом и 158 % — темп украинского пива. Справедливости ради стоит отметить, что в прошлом году аналогичный показатели равнялись 178 % и 240 % соответственно. Причем темпы роста импорта падают с июля прошлого года. А, учитывая решительное желание украинского парламента постепенно увеличить акциз на пиво в три раза, можно предположить, что украинский продукта скоро предстанет совсем с другой ценой. Обращает на себя внимание статистика белорусского экспорта, который за 4 месяца вырос почти в 2,3 раза. Прежде всего, конечно, за счет «Криницы», обеспечившей, около 80 % от всего экспорта белорусского пива.

Тень специмпортера Комитет госконтроля предложил ввести институт специмпортера пива и одновременно заверил, что никаких дополнительных ограничений по импорту это не создаст. Такие, на первый взгляд, несовместимые идеи были озвучены на совещании КГК с ведущими пивоварами республики 14 мая. «Комитет госконтроля не выступает за какие–либо ограничения импорта пива, — объяснил инициативу председатель комитета Зенон Ломать. — Мы против теневых схем реализации ввезенного в страну импортного пива, при которых казна недосчитывается миллиардных сумм налоговых отчислений». Сложно сказать, каким образом возможное появления специмпортера не ограничит импорт (по крайней мере, на алкогольном и табачном рынках это привело именно к сужению ассортимента). Зенон Ломать привел другой пример – рынок соков, на котором доля отечественных в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2008 года возросла на 21,6 процентных пункта. При этом наравне с отечественными соками широко в торговле представлена и импортная продукция. Хотя до выдачи статуса специмпортеров сока пока не дошли. С другой стороны, примеры появления некоторых марок импортного пива (не говоря уже о возможном существовании серых схем) на самом деле вызывают вопросы и недовольство отечественных производителей. Так, например, произошло с пивом «Огнетушитель», производимого компанией «Оболонь», которое из-за фантазийного образа оформления бутылки, говорят, не имеет права продаваться в Беларуси, но продается.

Что нового подготовили пивовары к началу сезона? ОАО «Пивзавод Оливария» начало розлив и дистрибуцию светлого пива премиум-класса «Аливария LITE», 14-го по счету в линейке «Аливария». Отличительной стороной сорта является сниженное содержание алкоголя (3,2 %) и минимальная калорийность (на 30 % меньше калорий, чем у обычных сортов). По мнению руководства компании, новый сорт станет востребован растущим количество людей, заявляющих о выборе в пользу более здоровых продуктов. Плотность: 8 %. Алкоголь: 3,2 %. Калорийность: 30 ккал на 100 г. Сегмент: премиум. Состав: вода, солод отборный, ячмень пивоваренный, рис, хмелепродукты.

В это же время «Аливария Золотое» обрело премиальную бутылку с удлиненным горлышком. Кроме этого, для упаковки «Аливария Золотое» и «Аливария ON ICE» пивзавод применил качественно новую пробку Ring Pull с пластиковой чекой.

*** О планах ОАО «Лидского пива» мы подробно писали в прошлом номере. Так, помимо нового дизайна упаковки, компания намерено активно развивать систему продаж: оперативное обслуживание потребителя, расширение дистрибуции и способствование финансово-экономическому росту своих партнеров – торговых организаций. Также «Лидское пиво» тщательно подготовилось, прикупив летнее торговое оборудование (фирменные палатки, холодильные шкафы, разливные установки). В этом сезоне пивная линейка предприятия пополнится новым сортом светлого пива, рассказали в компании. Более того, «Лидское пиво» под руководством своего нового акционера финской компании «Олви», намерено приступить к выпуску двух новых для себя категории напитков: сидр и пивные коктейли с разными вкусовыми добавками. *** Компания Heineken, владеющая контрольным пакетом ПК «Сябар» и «Речицапиво» продолжает совершенствовать свою систему продаж, внедряя новые стандарты выкладки продукта на полках и активно устанавливая холодильное оборудование в розничной торговле. В 220 магазинах проходят промо-акции, а на телевидении стартовала рекламная кампания ведущих брендов предприятия. Что касается новинок, то недавно «Сябар» начал лицензионное производство пива «Гессер». К слову отныне все торговые марки, принадлежащие компании и производящиеся за рубежом, будут импортироваться исключительно Heineken в Беларуси. Еще одна новинка Heineken в Беларуси, которая поступит в продажу в конце мая – квас брожения с добавлением лайма под названием «KvassBuzz». Целевой сегмент нового продукта — молодежь. *** «Московская пивоваренная компания» начинает производить пиво «Жигули». Этикетка «Жигулей», бутылка — ярко-зеленого цвета, «осовремененная» крышкой twist off и донным открывателем. *** Компания «Очаково» приступила к выпуску пива «Очаково Классическое» с новой этикеткой. В планах компании «Очаково» — в течение 2009 года провести ребрендинг всех сортов линейки пива «Очаково». *** Компания «Оболонь» представила новый продукт — «BeerMix Energy», объединив вкус пива и свойства энергетического напитка (сочетание светлого пива и разнообразных вкусов сиропа — лимона, апельсина, вишни, малины). Новинка разливается в банки 0,5 л.