Пир для пиара: актуальна ли сегодня профессия PR-специалиста

Продвижение по-белорусски сводится сегодня к обычным пресс-конференциям.

В прошлом году рекламисты, маркетологи и пиарщики прочувствовали на себе кризисные явления в полной мере. Большинство компаний по всему миру существенно урезали бюджеты на рекламу и коммуникации, специализированные агентства теряли клиентов и прибыли. Не обошла эта тенденция стороной и Беларусь. По оценкам экспертов, отечественный рынок PR, и без того не самый активный в СНГ, также подвергся «девальвации». Более того, сама профессия PR-специалиста сегодня терпит кризис, пишет Рэспублiка.

Несмотря на молодость специальности, она какое-то время даже занимала верхние меcта в рейтинге самых престижных профессий. Сегодня там делят лавры практики: ученые, врачи, инженеры. В Беларуси же по-прежнему наблюдается кризис: по мнению председателя совета Института PR Игоря Соколова, понимание, что такое пиар, есть лишь у 6—8 % общественности. Более того, заниматься продвижением идут все кому не лень. Заезжих гастролеров, готовых предложить свои услуги по формированию имиджа (в лучшем случае) или помощь в организации пресс-конференции, сегодня немало. Вместе с тем эксперты с сожалением констатируют: если пиаром по-прежнему будут заниматься непрофессионалы, не будет ни доверия к специальности, ни возможности зарабатывать…

По словам заместителя декана Академии последипломного образования Галины Зубаревой, профессия PR-специалиста обязательно должна опираться на высшее профессиональное образование и на практику. Пока же в Беларуси теория опережает. И хотя ряд министерств и ведомств обзавелись эффективно работающими пресс-службами, назвать рассылку пресс-релизов и работу с журналистами настоящим пиаром довольно сложно. Кроме того, эксперты отмечают: белорусский пиар «вырос» из СМИ, и это наложило свой отпечаток. Вместе с тем с приходом зарубежного капитала в страну компаниям весьма важно строить эффективную коммуникацию на несколько лет вперед…

Глава оргкомитета международной профессиональной конференции «PR-чтения» Наталья Громадских отмечает: несмотря на кризис отрасли, белорусские предприятия (пусть пока и не большинство) обращаются к специалистам за помощью. «У ряда компаний есть проблемы с имиджем, которые необходимо решать. Кто-то начинает это делать с создания пресс-службы. И это уже хорошо, это первый шаг к тому, что в дальнейшем организация займется пиаром», — говорит специалист.

Пока же игроки с сожалением констатируют: белорусский пиар в сознании большинства заказчиков сегодня сводится к просьбам «организуйте нам пресс-конференцию»…

Мысли вслух

Игорь СОКОЛОВ, председатель совета Института PR:

— Сегодня профессия PR-специалиста девальвируется: ими называют себя всевозможные заезжие гастролеры, не имеющие к специальности ни малейшего отношения. Если в ближайшее время ничего в отрасли не изменится, мы все серьезно рискуем.

Андрей ЛАПТЕНОК, координатор Белорусской ассоциации по связям с общественностью:

— У госорганов сегодня, к сожалению, нет кредита доверия к PR-структурам. Вся социальная реклама, которую мы сегодня видим, делается самостоятельно и некачественно. Многие профессиональные агентства взялись бы за большие задачи, но зачастую предпочтение отдается зарубежным компаниям и экспертам.

Александра РОГАЧ, PR-менеджер:

— Настоящий PR-специалист может какое-то время потрудиться и «за еду». Бесплатная, но эффективная работа может быть лучшим доказательством для потенциального клиента, что в PR нужно и важно вкладывать средства.

Цифры

— В Беларуси сегодня работают 8 PR-агентств;

— более 280 человек прошли переподготовку в Академии последипломного образования по специальности «менеджер по связям с общественностью» с 1998 года.

В сознании россиян

Профессия пиарщика считается высокодоходной, но безнравственной. Видеть своих детей пиарщиками хотели бы только 16 % опрошенных, утверждают специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Судя по ответам, в сознании россиян слово «пиар» имеет в первую очередь негативные ассоциации: «черный пиар» (34 %), обман (33 %), манипуляции (19 %). Лишь у 27 % респондентов в числе первых ассоциаций при слове «пиарщик» всплывает в уме «развитие общественных связей».

Рассматривая профессию пиар-специалиста с точки зрения различных параметров, россияне наиболее высоко оценивают ее доходность: 3,80 балла из 5 возможных. Выше среднего оценивают и престижность этой работы (3,35 балла из пяти). А вот моральный уровень представителей этой профессии, с точки зрения респондентов, средний: 2,61 балла из пяти возможных. Большинство россиян не хотели бы видеть своих детей работающими в сфере PR (56 %).