Пахнет экономией? Интервью журналу "Продукт.BY"

Белорусские компании продолжают переоценку своих взглядов.

Я давно не слышал голоса тех, кто заворачивал товар в грубую коричневую бумагу, гордо приговаривая: «Зато у меня натуральный и качественный продукт».Наша упаковка по-прежнему плоха, но есть удачные примеры лидеров и постоянные попытки инноваций всех остальных. Движение — жизнь.Что под упаковкой? Развернем конфету или шоколадку. Я ожидаю блестящей аппетитной глянцевости и аромата, который возбуждает вкус. А что говорят специалисты? Директор компании «Белпункт» Михаил Дорофеев отмечает, что среднестатистический спрос на белорусскую кондитерскую ароматику, в отличие от импортной, топчется на месте: отказывая себе в копеечных затратах, наши производители теряют возможности, а вместе с ними и рынки.

Александр ВЛАДЫКО

— Михаил, вы можете сравнить белорусский рынок кондитерской ароматики с российским? — Буквально недавно общался с коллегами, которые в России представляют интересы той же компании, что мы в Беларуси. Спрашиваю: «У вас вот это покупают?» и перечисляю ходовые и относительно дешевые позиции из прайса. Мне говорят: «Нет, Михаил, уже даже не смотрят». Уточню, что речь идет о компаниях уровня «Нестле». Если бы они только в России торговали — одно дело, но они занимают лидирующие позиции и на белорусском рынке.— Это вопрос экономии? — Ароматика имеет настолько незначительный вес в себестоимости готового продукта, что говорить об экономии бессмысленно. В среднем нужно 1–1,5 кг ароматов на тонну продукции. То есть — порядка 60–80 тысяч рублей! Разница же между более дешевыми и дорогими ароматами и вовсе равняется паре десятков тысяч. Но именно эти в рамках всего производства «копейки» зачастую влияют на первое впечатление покупателя о качестве продукции.— Возможно, предприятия скованы в рамках нашей модели ценообразования? — Может, проблема в ценообразовании или еще в чем-либо. Но целью предприятий является выпуск конкурентоспособной продукции? Тогда экономные компании на всех рынках получают проблему в конкуренции с теми, кто не экономит. Знаете, сколько в «пчелках» ароматов? До 3 кг в тонне. Это разрешено и украинскими нормами, и белорусскими. А как иначе получить яркий вкус этой желейной конфеты? С чего карамели стать ярко выраженной абрикосовой или клубничной, когда в составе сахар, лимонная кислота и минимальная доля ароматизатора? Как говорил персонаж из анекдота: «Дети, не жалейте заварки». Я вполне допускаю, что известный стереотип об отличном качестве белорусской кондитерской продукции и худшем качестве импортной имеет право на жизнь. Но зарубежные производители знают, на чем можно экономить. И что нельзя экономить на первом впечатлении — упаковке, запахе и т. д.— Существует ли, исходя из вашего опыта продаж ароматических добавок, проблема постоянства качества продукции белорусских кондитеров? — Для многих компаний, причем не мелких, которые покупают одни и те же наименования у разных производителей, — да. А вы представляете, сколько существует «Клубник», если только у нас 4–5 «рабочих» вариантов на складе?— Сложно представить, что человек возьмет две пачки печенья одного наименования, но разных месяцев выпуска, и начнет сравнивать аромат… — Это просто недопустимый прецедент. Нельзя отказывать покупателю в органолептической памяти. Он, может, и не сразу почувствует, что продукт изменился и что именно изменилось. Но у него исчезнет ощущение счастья, которое было, когда он пробовал печенье первый раз. Заметьте, я не говорю о том, что продукт, меняясь, становится лучше или хуже. Но подрывается доверие к постоянству, которое у наших компаний и так в дефиците. Все же слышали о стереотипе: покупайте, пока новое, потом станет хуже.— Возможно ли, что отделы снабжения покупают компоненты на свое усмотрение? — Эта шутка иногда похожа на правду. Если у технолога и менеджера по закупкам разные задачи (произвести и сэкономить), то все может быть. Мне кажется, что технолог крупного предприятия не в состоянии контролировать все получаемое сырье. Но это не наши задачи и не ваши, а руководителя производства.— Почему значительно отличаются цены на ароматические добавки от разных производителей? — По крайней мере, не потому, что мы самые жадные (пока еще все работают в одинаковых условиях ценообразования). Потому что иные фабрики не имеют лабораторий, ноу-хау, не могут гарантировать стабильность своих образцов. Мы же отвечаем за каждую позицию: проведены дорогостоящие и неоднократные исследования, чтобы добавка не превратилась в ложку дегтя в бочке производителя. Полную версию материала читайте в январском № 1 (60) журнала "Продукт.BY".