Отложите ложку и возьмите соломку

Рекомендации для молочных компаний, которые хотят завоевать китайский рынок питьевых йогуртов

Китайцы отдают особое предпочтение питьевому йогурту. Увеличение численности населения, урбанизация, рост доходов говорят о том, что среднегодовой темп роста потребления этого продукта составит 7 %.

Рынок йогурта в Китае расширяется, поскольку китайские потребители уделяют все большее внимание своему здоровью. Молочная индустрия получает существенную поддержку со стороны государства. Исследование, проведенное компанией Daxue Consulting, показывает, что китайцы едят больше йогурта, чем три года назад.

СУХОЕ МОЛОКО УСТУПАЕТ ЙОГУРТАМ

Пищевые привычки зависят от страны проживания. Например, американцы любят употреблять йогурт на завтрак и сочетать его с фруктами. Французы (83 %) используют йогурт в качестве десерта и, как правило, без добавок, а в Китае лишь 11 % едят его ложкой. Более популярен питьевой йогурт с соломкой. Продажи питьевого йогурта превзошли продажи сухого молока в 2005 году.

В Китае наблюдаются хорошие показатели в сегменте питьевых йогуртов, которые подлежат хранению при температуре окружающей среды (включая продукты в асептической упаковке), особенно по сравнению с сегментом замороженных продуктов. В 2013 году продажи йогурта, который подлежит хранению при температуре окружающей среды, выросли на 110 %. Прогнозируется дальнейший рост. Привычки потребления изменились. Теперь распространено потребление на ходу, и такой формат йогуртов весьма удобен.

НАСЕЛЕНИЕ, УРБАНИЗАЦИЯ, ДОХОДЫ

Китайцы проявляют интерес к пробиотикам и предпочитают пробиотики в йогурте, который представляет преимущества для желудочно-кишечного тракта. Удивительно, что почти 60 % китайских мужчин и женщин страдают от непереносимости лактозы. Поэтому одним из вариантов для молочных компаний является производство безлактозного йогурта.

При завоевании китайского рынка зарубежные компании могут столкнуться с определенными сложностями, одной из которых является логистика. В связи с прогнозируемым ростом потребления на 7 % в 2015 году (больше, чем в предыдущие годы) стране потребуются большие объемы импорта, особенно питьевого йогурта. Это может быть основной проблемой для компаний, поскольку импортируемые продукты более дорогостоящие. Возникнет необходимость в эффективной логистической системе и эффективной системе управления цепями поставок. Компаниям рекомендуется сделать акцент на массовое производство (а не на нишевое). Это обусловлено растущим спросом, увеличением численности населения и низкой рентабельностью единицы продукции.

В Китае продукты часто имитируются местными компаниями. Имеются крупные местные молочные корпорации, которые уже присутствуют на рынке. Среди них Guangming, Mengniu и Yili. Эти компании также представляют некоторые сложности. Поэтому для ведения бизнеса в Китае иностранным фирмам надежнее иметь местного эксперта, который обладает мощной производственной базой, и того, кто хорошо понимает китайский рынок.

АЛЬЯНС С МЕСТНЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

Одним из способов завоевать китайский рынок является развитие сотрудничества с местными молочными компаниями. Это не только сэкономит затраты на производство и логистические расходы, снизит стоимость воздушных перевозок, продлит срок годности, но и повысит узнаваемость бренда, а также расширит маркетинговые возможности.

С 2013 года крупные западные компании создают альянсы с местными молочными предприятиями с целью развития молочной индустрии в Китае. Например, было подписано соглашение между китайской компанией Mengniu и испанской Danone по созданию совместного предприятия для производства и поставок охлажденных йогуртов. Mengniu уже увеличила свою долю в China Modern Dairy до 28 %.

Yili Group заключила альянс с итальянской молочной фирмой Sterilganda Alimenti, а также отдельный альянс с Dairy Farmers of America (DFA). В настоящее время DFA в сотрудничестве с Yili и канзасскими молочными производителями строит современный завод молочных ингредиентов в западной части Канзаса стоимостью 235 миллионов долларов. Завод будет изготавливать сухое молоко на экспортный рынок.

Существуют возможности развития премиального сегмента в категории порционных йогуртов. Необходимо сосредоточиться на потребителях в 50 крупнейших городах Китая.