Открытый и привлекательный: казахстанский рынок показал лицо

В Казахстане в рамках экспортного тура, организованного редакцией журнала «Продукт.BY», представители белорусских молочных заводов получили возможность изучить рынок этой страны непосредственно изнутри. Представление о том, какая продукция пользуется наибольшим спросом, и вообще о перспективах торговли, получено, в частности, в Посольстве Беларуси в Казахстане.

В ходе встречи с отечественными производителями Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Казахстан Анатолий НИЧКАСОВ отметил перспективность казахстанского рынка продуктов питания и востребованность на нем белорусских товаров, акцентировал внимание на том, что молочная и мясная продукция белорусских производителей пользуется высоким и стабильным спросом у казахстанцев.

По его словам, главная особенность казахстанского рынка  —  обширная территория страны с низкой плотностью населения. Поэтому основные белорусские экспортеры работают через свои товаропроводящие сети или напрямую с крупными импортерами белорусских товаров. В случае договоренностей о заключении контрактов с новыми партнерами для их проверки Анатолий Ничкасов посоветовал обращаться в Посольство.

Бизнес в Республике Казахстан преимущественно представлен частной формой собственности. Национальная Палата Предпринимателей «Атамекен», которая активно помогает на деле развитию бизнеса и отстаиванию его интересов, представляет собой уникальный институт негосударственного управления бизнесом.

Палата Предпринимателей отстаивает интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства, включая внутреннюю и внешнюю торговлю. Главная задача «Атамекена» — защита прав и интересов бизнеса и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса.

Дочерней компанией Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен» является Внешнеторговая палата Казахстана, основная задача которой — представление интересов казахстанского бизнеса во внешнеэкономической сфере.

Внешнеторговая палата поддерживает договорные отношения с Белорусской торгово-промышленной палатой, совместно проводятся деловые мероприятия, в том числе белорусско-казахстанские бизнес-форумы как на территории Казахстана, так и на территории Беларуси, с удовлетворением отметил Анатолий Ничкасов.

Советник Посольства по торгово-экономическим вопросам Геннадий КЛЫГА рассказал об итогах взаимной торговли в 2018 году. В январе — мае 2018-го взаимный товарооборот Республики Беларусь с Республикой Казахстан составил 345,9 млн долларов и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 51,5 %. Белорусский экспорт составил 301,5 млн долларов (рост — на 58,2 %), импорт — 44,4 млн долларов (рост — на 17,8 %).

Основными позициями белорусского экспорта в январе — мае 2018 года стали молоко и молочные продукты, грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, мясо и мясопродукты, мебель, нефтепродукты, зерно-уборочные комбайны, шины, сахар, лекарственные средства, обои, сыр и творог, замороженная говядина.

Экспорт молочных продуктов в Казахстан за январь — май 2018 года увеличился к уровню аналогичного периода 2017-го в 3,2 раза, до 65,1 млн долларов.

Экспорт мяса и мясопродуктов за январь — май 2018 года составил 18,4 млн долларов, увеличившись к уровню соответствующего периода 2017-го на 55,5 %.

Ознакомив с основными импортерами белорусских продуктов питания в Казахстан, Геннадий Клыга подчеркнул, что в 2017 году в Казахстане успешно продавалось белорусское сухое обезжиренное молоко, емкость казахстанского рынка по данной позиции оценивается примерно в 22–25 тыс. тонн ежегодно. Белорусские предприятия вошли в тройку ведущих поставщиков СОМ на рынок Казахстана.

Рынок сухого цельного молока оценивается по объемам импорта данного продукта в страну в количестве около 2 тыс. тонн. Белорусские производители СЦМ по итогам 2017 года занимают четвертое место по его поставкам на казахстанский рынок.

На казахстанском рынке сыра белорусским производителям принадлежит около 11 %. В целом страна импортировала в 2017 году сыра в объеме 19 тыс. тонн, а сливочного масла — около 5 тыс. тонн. Кроме того, белорусское мясо и мясная продукция пользуются достаточно высоким и стабильным спросом на рынке Казахстана.

Необходимо отметить, что казахстанский рынок продовольствия является высококонкурентным, на нем представлены почти все ведущие производители продовольствия мира. Однако с учетом востребованности белорусской продукции на казахстанском рынке нашим предприятиям остается правильно сформировать экспортные цены на свои товары и выбрать наиболее оптимальные схемы их продвижения в стране.

Подытоживая разговор, Анатолий Ничкасов акцентировал внимание на необходимости расширения перечня крупных торговых представительств отечественных брендов в Казахстане, а также призвал активнее развивать межрегиональные связи. Примером может служить Гомельская область, которая активно сотрудничает со своими партнерами. Практически не бывает визитов и встреч, чтобы ее представители уехали отсюда без контракта, резюмировал посол. 

Проведенный редакцией журнала «Продукт.BY» (ОДО «Точно-вовремя») экспортный тур в Казахстан — уже второе подобное мероприятие в этом году. Таким образом, у белорусских предприятий появился новый инструмент продвижения продукции. Его особенности заключаются в том, что эксперты продуктового рынка проводят колоссальную предварительную работу по организации встреч с крупнейшими торговыми сетями и дистрибьюторами стран, в которые намечается экспортный тур. Кроме встреч с потенциальными партнерами по бизнесу, участия в выставках, предусмотрены посещения учреждений Республики Беларусь.

Заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО «Поставский молочный завод»
Александр ТАНАНА:

— В Посольстве Беларуси в Казахстане мы получили достоверную информацию о состоянии рынка и особенностях торговли. Конечно же, приняли участие в выставочных мероприятиях. Экспортный тур дал возможность провести переговоры с наиболее интересными участниками рынка продуктов питания. Высокий уровень организации наше-
го быта способствовал созданию делового настроения. В рамках культурной программы узнали национальные традиции, колорит, посмотрели достопримечательности. Все это было очень полезным. Главный результат поездки:
по итогам проведенных переговоров готовим договоры на поставку нашей продукции.

Специалист по внешнеэкономической деятельности ОАО «Щучинский маслосырзавод»
Евгения ГРЕЧНАЯ:

— Экспортный тур в Казахстан предоставил нашему предприятию возможность участия в Международном конвенте «Мир торговли» (г. Астана). Были проведены переговоры в формате B2B в Центре закупок сетей с рядом торговых компаний не только Казахстана, но и Азербайджана, Армении. Установлены контракты, достигнуты договоренности о передаче образцов продукции. На приеме в Посольстве Беларуси в Казахстане рассмотрены перспективы развития торгового сотрудничества между нашими государствами в аспекте ценовой конъюнктуры рынка и конкуренции.

Ведущий специалист по ВЭД ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод»
Станислав ТКАЧЁВ:

— Поездка в Астану была очень полезной. Разместив свою продукцию на выставочном стенде белорусских предприятий, мы открыли ее для потенциальных партнеров и вместе с тем укрепили имидж белорусского качества
в сегменте плодоовощных консервов. Впечатлены теплым приемом в Посольстве. Убедились, что в Казахстане хотят видеть нашу продукцию. Здесь есть спрос на детские соки и пюре, варенье. В ходе посещения супермаркетов GaloMart и SMALL обсудили перспективы поставок продукции на полки. В процессе переговоров с такими компаниями, как ТОО Magnum Cash and Carry, «Вкусная корзинка», «Димаш-Аксай», S-Mart, Good Market, SAS Group, Green Apple Market, обменялись мнениями относительно условий заключения дилерских договоров.

Источник: Produkt.by