Основное решение проблемы пищевых отходов

Как сокращают потери в европейской розничной торговле «Продукт.BY» предлагает вашему вниманию свежую статью топового специалиста, руководителя направления устойчивого развития на европейских рынках в компании Sealed Air Эда РОБЕРТСА. Полагаем, она способна вызвать интерес у белорусских игроков на рынке продовольствия, учитывающих не только белорусский, но и европейский передовой опыт.

Последние несколько десятилетий европейская пищевая отрасль показывает просто беспрецедентные темпы роста. Но есть и негативное последствие этого процесса, пусть и непреднамеренное.

Налицо — стремительный рост пищевых отходов на всех этапах производственно-сбытовой цепи. Грамотное решение этой проблемы открывает значительные возможности увеличения добавленной стоимости для производителя.

Об этом и поговорим в рамках данной публикации.

Вместо предисловия

Масштабное исследование, проведенное компанией Harris Poll в 2016 году по заказу Sealed Air, показало: восемь из десяти посетителей европейских продуктовых магазинов заявили о том, что пищевые отходы оказывают долгосрочное неблагоприятное воздействие на окружающую среду в их стране. Кроме того, девять из десяти потребителей убеждены: пищевые отходы влияют на их бюджет.

Европейский союз финансирует программу Fusions, направленную на сокращение пищевых отходов с помощью социальных инноваций.

В рамках этой программы проводилась оценка издержек, связанных с пищевыми отходами, в 28 странах-членах Евросоюза. Общая сумма составила 143 млрд евро, из которых 98 млрд евро приходится на домохозяйства, 13 млрд — на перерабатывающие предприятия и еще 10 млрд — на розничные торговые предприятия. Факты говорят сами за себя.

Европейская пищевая отрасль и потребители ее продукции генерируют вдвое больше отходов, чем 40 лет назад.

Годовой объем пищевых отходов достигает 88 млн тонн. Более 30 % продуктов питания не достается никому.

Отходы, которых можно было бы избежать, обходятся среднему европейскому домохозяйству более чем в 565 евро ежегодно. (Согласно проведенному в 2016 году исследованию Nielsen «Покупатели в европейских бакалейных магазинах и отходы пищевой продукции». Исследование проводилось по заказу Sealed Air Food Care в Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании.)

В общем, ситуация с пищевыми отходами в Европе далеко не способствует устойчивому развитию общества.

Забота об экологии и коммерции

Итак, львиная доля пищевых отходов приходится на домохозяйства. Тем не менее проблема стоит весьма остро на всех этапах цепочки поставок, начиная с сельскохозяйственных предприятий и заканчивая перерабатывающими торговыми компаниями, которые выбрасывают продукты.

Здесь статистика поистине безжалостна: треть всех производимых продуктов питания общей массой 1,3 млрд тонн оказывается на свалке. Страдает не только окружающая среда. Серьезные убытки терпят и ритейлеры, и переработчики.

При этом для производства продуктов питания требуется не только сырье, но и огромные земельные площади, большие объемы водных и энергетических ресурсов. А по факту 25 % всего объема воды идет на производство пищи, которую в итоге никто не потребляет.

Кроме того, пищевые отходы являются источником 8 % парниковых газов. И выброшенный продукт не так опасен для окружающей среды, как пустая трата ресурсов, которые пошли на его производство.

Скрытая взаимная выгода

Компания Sealed Air поручила агентству Planet Retail изучить негативные последствия потерь в европейской розничной сети. Представителей торговых предприятий Великобритании, Германии, Франции, Испании и Италии просили поделиться своим мнением о том, как пищевые отходы влияют на деятельность их компании.

По словам руководителей и менеджеров ряда европейских ритейлеров, потери продуктов в рознице составляют 26 % складских запасов. Они также назвали четыре основных фактора роста объема пищевых отходов:

• истечение срока годности продуктов (30 %);
• нарушение целостности упаковки (21 %);
• повреждение продукта (19 %);
• уценка товаров (9 %).

Исследование показало ожидаемый, в общем-то, результат: пищевые отходы напрямую влияют на финансовую стабильность магазинов.

В то же время, по их оценкам, если потери, связанные с порчей продуктов, истечением срока годности, повреждением упаковки и уценкой, свести к минимуму, то прибыль вырастет в среднем на 22 %.

Решение проблемы европейских пищевых отходов

Респонденты в пяти странах отметили основные способы сокращения потерь:

• повышение эффективности охлаждения продукции при транспортировке и хранении (91 и 88 % соответственно);
• использование улучшенной упаковки (88 %);
• образовательная работа с покупателями (83 %);
• применение добавок (73 %).

Итак, согласно исследованию Planet Retail, проведенному в прошлом году, 88 % европейских ритейлеров считают упаковку важным инструментом решения проблемы, позволяющим решить ее без значительных капиталовложений.

По данным Planet Retail, 95 % менеджеров и руководителей европейских розничных магазинов уверены, что продление срока годности всего на пять дней способно уменьшить складские потери. Еще 89 % убеждены, что продление (срока годности) на три-четыре дня окажет положительный эффект.

Таким образом, ритейлеры готовы больше платить за гарантии более длительных сроков хранения. Точнее, 89 % руководителей и менеджеров сетей заверили, что их компании готовы платить за продление на пять дней или более. За три-четыре дня готовы платить 84 %.

Увеличение срока хранения позволяет ритейлерам эффективнее управлять складскими запасами, уменьшать объемы пищевых отходов и складских потерь.

Кроме того, инновационная упаковка дает возможность торговым предприятиям преодолеть ряд других трудностей: недостаточная прочность упаковки и сопротивляемость надрыву; неспособность обеспечить герметичность и свежесть продукта; проблемы с эффективным закрытием.

Однако переход на новую упаковку (ради сокращения отходов) может привести к тому, что потребители охладеют к незнакомой им по внешнему виду продукции. Любые изменения, как правило, отталкивают покупателей.

Является ли это проблемой? Нет.

Потребители должны понимать, для чего служит инновационная упаковка, какие задачи она решает. Тем более по меньшей мере 50 % посетителей магазинов сегодня хотят изменить свои привычки, касающиеся планирования покупок, хранения и приготовления пищи. Покупатели, которым в пункте продажи доходчиво разъяснят, как упаковка поможет снизить пищевые отходы и почему окажет благотворное влияние на их мир, будут гораздо более охотно покупать такие продукты.

Безотходное будущее

Развитие упаковочных технологий в будущем приведет к значительному сокращению объемов складских потерь в розничной торговле. Однако ритейлеры должны сами стремиться к этому и развивать ситуацию.

Проблема пищевых отходов является решаемой. Одновременно решение этой задачи открывает большие коммерческие возможности.

Для того чтобы добиться финансовых преимуществ, необходимо дать специалистам предприятий возможность осуществлять перемены: вести среди потребителей разъяснительную работу о роли упаковки в сокращении объемов пищевых отходов, а также обязать их… обеспечивать свежесть продукции на каждом этапе.  

Резюме

Стратегически правильное использование упаковки, сокращение отходов обеспечивают финансовую и деловую репутацию компании. Кроме того, торговым, перерабатывающим предприятиям и поставщикам выгодно информировать людей о преимуществах инновационной упаковки, позитивно влияющей на решения покупателей и рациональное природопользование.

Если ритейлеры и переработчики проявят инициативу и упорство при внедрении новых видов упаковки, европейская пищевая отрасль сможет уже завтра сделать широкий шаг к решению проблемы пищевых отходов.

О корпорации Sealed Air

Sealed Air Corporation — это высокотехнологичная компания, разрабатывающая упаковочные решения, с помощью которых ее клиенты достигают устойчивого развития, учитывая крупномасштабные социальные и экологические задачи современности. Портфель продуктов содержит такие всемирно признанные бренды, как Cryovac® (упаковка для продуктов питания) и Bubble Wrap® (амортизационная упаковка).

Продукция компании служит основой создания безопасных цепочек поставок продуктов питания и уменьшает объем сопутствующих пищевых отходов. Решения защищают ценные товары при международных грузоперевозках    и помогают создать чистую среду обитания, чтобы сберечь здоровье людей. В 2016 году продажи Sealed Air составили 4,2 млрд долларов.


ОАО «Силд Эйр Каустик»
125445, г. Москва, ул. Смольная, д. 24д
Тел.: +7 (495) 795-01-01
www.cryovac.com
Факс: +7 (495) 795-01-00
Представитель в РБ: +375 (29) 680-02-88