Вы здесь

Осенний рынок. Фрагменты экспортной истории

Алексей Богданов
начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

«Продукт.BY» предлагает вашему вниманию материал, который касается ряда вопросов, связанных с работой наших предприятий на внешних рынках — пусть и в стилистике издания, но… За авторством начальника Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода — Алексея БОГДАНОВА.

Украинский молочный фактор

В Киеве в конце ноября проходила конференция «Молочный бизнес-2017». Это — ежегодное мероприятие, на котором традиционно собираются ведущие производители и переработчики молока, трейдеры и аналитики из Украины, Беларуси, России и иных государств. Но не только из-за географической близости на нем работала делегация из нашей страны.

К счастью, украинский рынок стал снова интересен для белорусских производителей. По итогам работы за девять месяцев текущего года Украина вышла на 3‑е место по экспорту белорусских сельскохозяйственных товаров (после России и Казахстана). Белорусской аграрной продукции реализовано на 26 миллионов долларов, что на 33 % больше уровня прошлого года.

Молочный экспорт на Украину переживает, так сказать, новое рождение и уже на протяжении двух последних лет показывает динамичный рост. Так, за текущий период белорусские молочники экспортировали на украинский рынок на 73 % больше молокопродуктов, чем за аналогичный период прошлого года, и вышли на сумму в 13,7 миллиона долларов США. Причем ассортимент достаточно широк — это сухое молоко, сыры, творог, масло, а также цельномолочная продукция.

Чем важны такие мероприятия? Они позволяют лишний раз акцентировать внимание на нашей стране, способствуют продвижению на рынке торговой марки «Сделано в Беларуси», дают возможность встретиться с крупными трейдерами, проработать вопросы поставки молочной продукции на рынки третьих стран.

Кроме того, на эти мероприятия приезжают аналитики мирового уровня. Их выступления позволяют проанализировать перспективы мирового молочного рынка на ближайшие пять-десять лет, синхронизировать их с возможностями экспорта и работы на внутреннем рынке белорусских предприятий.

И еще одна новость из Киева — на Украине начали подделывать белорусское масло. Эта тема весьма живо обсуждалась на форуме.

Мы предложили нашим соседям усилить контроль со стороны ветеринарных органов, Министерства сельского хозяйства Украины и торговых ассоциаций, поскольку это, безусловно, вредит честным производителям как в Беларуси, так и на Украине. Ну, а кроме того, — здоровью населения.

Отмечу, что этот вопрос будет рассмотрен на ближайшей встрече руководителей ветеринарных ведомств двух государств.

«Пролет бройлера»

Так громко и весьма пессимистично называлась статья в газете «Рэспублiка» за 22 ноября. В ней много говорилось о проблемах нашей птицеводческой сферы на внешних и внутреннем рынках. Хотя там и был комментарий Главного управления ВЭД Минсельхозпрода, хотелось бы еще раз коснуться данной темы.

Безусловно, здорово, когда наши производители в сложной ситуации начинают импровизировать и предлагать различные варианты решения проблемы, но они должны быть выполнимы и не находиться в плоскости известного сюжета комедии Гайдая: «В то время как наши космические корабли бороздят просторы Большого театра…»

Стоит помнить, что Беларусь живет и работает в правовом поле ЕАЭС, где действует четкое законодательство, не преду­сматривающее никаких импровизаций. А попытки вводить любые ограничения с нашей стороны могут закончиться разбирательствами в судах ЕАЭС, с весьма печальными перспективами.

Кроме того, Беларусь находится в активной фазе вхождения в ВТО. А у этой организации введение квот для производителей вызовет весьма предсказуемую реакцию. Минсельхозпрод обязан учитывать данные риски…

Да, ситуация на рынке не самая простая. Однако это не повод для эмоций, а как раз наоборот.

Многие наши птицефаб­рики закрыты для поставок на рынок России уже достаточно длительный период времени, и тут, казалось бы, надо проявить себя и стать чемпионами по диверсификации рынков сбыта: организовать поставки на Африканский континент, пробиться на рынки стран Персидского залива и прочее. Да не тут-то было.

Тем более, что ситуация со шлагбаумом, который поставил тем же отечественным переработчикам мяса птицы (и не только им) Россельхознадзор, — это четкий сигнал со стороны российских партнеров: на данном участке продовольственного рынка мы готовы справляться сами. Ничего личного — бизнес.

Однако у многих наших производителей почему-то так и не раскрылись глаза, что вместо сетований на недружественное поведение и нюансы в проведении лабораторных исследований за пределами Беларуси им следует гораздо энергичнее двигаться в сторону принципиально новых рынков сбыта своей продукции.

Хороший пример работы — стратегия производителей из ряда стран Евросоюза, попавших под жесткие российские санкции. Большинство этих компаний буквально в течение трех-четырех месяцев открыли новые каналы для сбыта и успешно там работают. Многие из них несколько потеряли в рентабельности, но выжили и продолжают развиваться. Более того, в Евросоюзе, по данным Еврокомиссии, экспорт сельхозпродукции вырос за последний год на 1,6 %.

Нам говорят, что цена на мировых рынках для той же белорусской птицы — непроходная. Но это — объективная реальность, а не чей-то заговор. Всем нашим производителям придется перестраивать свои бизнес-процессы под мировой уровень цен, а никак не наоборот. И базовую планку доходности в любых сферах производства нужно отстраивать от мирового уровня. А высокомаржинальные продажи на рынки ЕАЭС (считай, в Россию) считать, скорее, премией, а не правилом.

В этой связи достаточно остро стоит вопрос получения сертификатов — как ветеринарных, так и религиозных («Халяль» и «Кошер»). Плюс необходимо сегментированно перестраивать производство мяса птицы под требования норм потребления стран Азии и Персидского залива.

Уже три года мы говорим о том, что на этих рынках не покупают птицу массой в 1,8–2,0 килограмма, а наши предложения по-прежнему начинаются именно с такого «калибра». Печально. Ни одна отечественная птицефабрика сегодня не освоила производство мелкой птицы массой в пределах одного килограмма. Я уже не говорю о калибровке и упаковке по системе фиксированного веса.

В таком случае им только и остается, что обвинять обстоятельства, недружелюбных партнеров в стране и за рубежом. И, как результат, — получать перепроизводство, забитые склады, излишнюю конкуренцию на внутреннем рынке и… убытки при работе внутри страны. Ведь в Беларуси им в самом деле тесно.

«Что происходит?»

Ко Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса 19 ноября на канале РТР-Беларусь выходила программа, посвященная празднику и актуальным достижениям отрасли. Передача в целом получилась достойная, за исключением одного но. Из-за ряда субъективных и объективных факторов в массы был запущен новый миф про антибиотики в животноводстве. И вот его хотелось бы поскорее развеять.

Разумеется, антибиотики у нас применяются, как и во всем мире, кстати. Если животное заболело, для его лечения в ход идут ветпрепараты, и антибиотики в том числе. Но, как и любое лекарство, все они имеют четкую инструкцию к применению, период использования и время вывода из организма. Весь срок лечения коровы, находящиеся под воздействием ветпрепаратов, доятся отдельно; их молоко на промышленную переработку не поступает ни в коем случае.

Неуместным был в рамках этой программы разговор о каких-то мифических запрещенных антибиотиках, взятых якобы на вооружение на ряде молочно-товарных ферм. Это — неправда.

В Беларуси отсутствует оборот запрещенных препаратов, в том числе антибиотиков. Все лекарства первоначально проходят обязательную сертификацию наших органов ветеринарного надзора. Тут и обсуждать нечего.

Да, можно было поговорить о случаях нарушений технологии лечения — такое иногда случается. Но вместо этого спикеры взялись обсуждать то, что им неизвестно. Другой вопрос, что наши ветеринары не нашлись, что ответить на абсурдные обвинения.

Что можно сделать за девять месяцев одного года?

В заключение — несколько статистических данных, позволяющих пусть и в общих чертах, но оценить ситуацию по экспорту сельхозпродукции за девять месяцев 2017 года.

Итак, за данный период рост составил 11,1 % к уровню прошлого года. Продукции было реализовано на 1,85 миллиарда долларов. Даже без учета поставок в Россию, на рынки СНГ поставки оказались увеличены в два раза.

Основным драйвером диверсификации экспорта были и остаются страны Азии и Океании. Флагманами являются КНР (показатель — на уровне 7 миллионов долларов) и Грузия (6,5 миллиона долларов). Поставки в Турцию за девять месяцев и вовсе достигли 8,5 миллиона долларов.

По ряду стран впервые удалось перешагнуть знаковый рубеж в один миллион долларов. Это — Сирия, Саудовская Аравия, Монголия, Катар, Гонконг, Вьетнам.

В Африку экспорт вырос на 15 %, в страны Американского континента — на 1,3 %, но при этом в США поставки нашей продукции увеличились в два раза.

Наконец, на сложном, серьезно защищенном рынке Евросоюза также наблюдается положительная динамика — 52 % к уровню прошлого года. Лидерами являются Польша (8 миллионов долларов), Литва (5 миллионов долларов) и Германия (3 миллиона долларов).

Подводя итоги сказанному, можно отметить тот факт, что ситуация с поставками на внешние рынки вызывает положительные эмоции у специалистов, да и обывателей тоже. Как и то, что в Беларуси отмечается рост внутреннего валового производства по мясу, молоку и зерну.

Настоящее и будущее

2017 год завершится на мажорной ноте — тут нет никаких оснований для беспокойства. При этом Минсельхозпрод уже сейчас планирует, как будет вестись работа на внешних и внутреннем продовольственных рынках в 2018‑м, чтобы превзойти результаты года нынешнего.

Достаточно отметить еще один факт: в 2017‑м Беларусь впервые за время своей постсоветской истории выйдет на показатель удоев пять тонн на корову — в среднем.

Показательно в этом плане выглядит встреча в Минсельхозпроде с новым руководителем Департамента по контактам с представителями органов государственного управления компании Danone. Этой уважаемой корпорации, имеющей два перерабатывающих предприятия в Беларуси, предложено кардинально углубить переработку молочного сырья, а также напрямую инвестировать в развитие сырьевых зон — строительство новых молочно-товарных ферм.

В нашем министерстве надеются, что данное предложение будет принято если не в уходящем году, то уж точно в будущем.

Источник: Produkt.by

Читайте также
Животноводство — ключевое направление развития аграрного бизнеса Беларуси. На встрече с журналистами начальник Главного...
За первый месяц лета произошло много событий, к которым в большой степени имел отношение Минсельхозпрод. Мы напомним...
Вот так, творчески развив крылатую фразу из признанного киношедевра «Белое солнце пустыни», сегодня строят свою работу...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by