Обзор российского рынка сыра

Потребление сыра в России становится все более популярным.

Среди представленного на рынке разнообразия ассортимента каждый потребитель может найти свой сорт сыра. На сегодняшний день в мире известно более 700 видов сыра. Самые первые свидетельства о производстве сыра уходят в глубокую древность. Современный рынок сыра отличается высококонкурентностью. Одной из особенностей рынка считается отсутствие общепринятой классификации сыров. Сложившаяся ситуация связана с тем, что сыры, производящиеся в разных странах, могут иметь одинаковое название, но разную рецептуру.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что сыр – это один из тех продуктов, мода на который вряд ли пройдет. Именно поэтому российский рынок сыра находится в постоянном движении. Представленный на рынке ассортимент продукции, а также широкий ценовой разбег делают данный продукт доступным для всех слоев населения. Таким образом, снижение спроса на один вид продукции компенсируется его ростом на другой.

Диаграмма 1. Видовая структура производства сыра и сырных продуктов в 2013 г., %

Особенностью потребления сыра в нашей стране является восприятие сыра как не самостоятельного блюда, а «дополнительного» продукта, например, в качестве закуски. Если во Франции или в Италии сыр является самостоятельным блюдом, то у нас он, скорее, дополнение к бутерброду для перекуса. Связано это с тем, что в нашей стране сыр потребляется гораздо меньше, чем в других европейских странах. Так, например, во Франции один человек потребляет около 15-16 кг сыра в год, в Голландии этот показатель достигает 10 кг в год, а в России около 4,5-5 кг. Но стоит отметить, что отечественный потребитель постепенно пересматривает своё отношение к данному продукту, увеличивая его потребление. По прогнозам специалистов, в ближайшие 6-8 лет уровень потребления сыра на душу населения в России вырастет в среднем на треть.

На данный момент доля отечественной продукции составляет от 60 – 70%. Наиболее четко определить долю отечественной продукции является сложной задачей, так как зачастую возникает вопрос, что же именно является отечественной продукцией и стоит ли относить к ней товары иностранных компаний, произведённые на территории России и с использованием российского сырья.

Что касается структуры потребления плавленых и твердых сыров, то, по оценкам специалистов, четкого предпочтения нет. Многие потребители охотно приобретают как твердый, так и плавленый сыр.

В 2013 году специалисты ГК Step by Step провели интернет-анализ запросов видов сырной продукции. В результате анализа установлено, что среди пользователей интернета наибольшей популярностью пользуются:

по видам сыра:

плавленый сыр – 55,32 % всех запросов;

сыр твердый – 14,61 % всех запросов.

по маркам сыра (наименованиям сыра):

адыгейский сыр – 17,75 % всех запросов;

сыр филадельфия – 16,77% всех запросов;

сыр маскарпоне – 14,16% всех запросов.

по виду сырья:

сыр из козьего молока – 91,13 % всех запросов.

Наибольшим спросом пользуются традиционные для России марки сыра: "Российский" (доля потребителей сыра этой марки составляет почти половину от числа всех потребителей сыра), "Голландский (около 34%), "Пошехонский" (около 29%) и "Костромской" (около 23%), "Гауда" (около 18%) и "Эдамер" (около 15%).

На данный момент на российском рынке наблюдается неопределенность. Например, в настоящее время достаточно велика доля потребителей сыра Viola – около 24%: в прошлом году продажи Valio в России составили более 370 млн. евро. Сыры Viola и Oltermanni являются одними из основных продуктов, поступающих на наши прилавки. Но в связи с тем, что компания Valio остановила для России производственные линии молочной продукции из-за запрета на импорт, введенного Россией, в ближайшее время возможно перераспределение предпочтений потребителей.

Другой особенностью российского рынка сыра, которая поддерживает консервативность потребителя, является низкий уровень брендированности сырной продукции в нашей стране. Но, тем не менее, в настоящее время производители сыра делают акцент на концепции развития бренда.

В качестве основных тенденций в потребительском сегменте стоит выделить то, что в последние несколько лет возрос интерес покупателей к полезным, низкокалорийным, а также экзотическим для российского потребителя сырам. Растет популярность сыров из козьего и овечьего молока. Также спросом пользуются рассольные сыры. Но на данный момент некоторые виды сыров еще недостаточно представлены на российском рынке и обладают высоким потенциалом развития. Также стоит отметить еще несколько тенденций, присутствующих на российском рынке сыра:

разработка новых сортов сыра:

Joseph Heler Cheese – сыр Чеддер с корицей и яблоками.

развитие сегмента упакованного сыра:

«ПИР Продукт» – фасовка сыра для Horeca и сетевого ретейла.

создание новых сегментов потребления:

Омский завод плавленых сыров – халяльный сыр.

Основная доля производства отечественных сыров приходится на низкую и среднюю ценовые категории, а сегмент дорогих сыров контролируется иностранными производителями. Производство сыров и сырных продуктов за 2010-2013 гг. характеризуется достаточной нестабильностью. В 2012 году был произведен наибольший объем сыров – 445,5 тыс., тогда как в другие годы рассматриваемого периода производство не поднималось выше 450 тыс. тонн. В 2013 году производство сыров и сырных продуктов снизилось до 428,6 тыс. тонн.

В 2014 году по сравнению с величинами производства сыров в предыдущем году наблюдается тенденция увеличения объемов произведенного сыра. Если в 2013 году с января по апрель было произведено около 120,7 тыс. тонн сыра, то в 2014 году на 18 тыс. тонн больше, то есть на 15%.

Рассматривая видовую структуру производства сыра в 2013 году, можно заметить, что самая большая относительная доля производства приходится на полутвердые сыры (22,1%) и плавленые сыры (22,1%). Несколько ниже доля твердых сыров, и она составляет около 20%.

Стоит отметить, что немалая доля принадлежит и производству прочих сыров: на 2013 год она составила 22,7%. По сравнению с 2012 годом видовая структура производства сыра несколько изменилась. Во-первых, уменьшились относительные доли твердого, полутвердого и плавленого сыров. Во-вторых, стала меньше доля рассольного, мягкого и копченого сыров.

По оценкам специалистов, степень насыщенности рынка составляет порядка 84%.

Одним из серьезных факторов, препятствующих эффективному развитию рынка сыра, остается сезонность. Решение этой проблемы даст возможность не только нарастить объемы производства, но и многократно увеличить эффективность государственной поддержки.

Рынок сыра, обладая ярко выраженной сезонностью, достигает своего пика во втором-третьем кварталах в связи с тем, что в это время производится наибольшее количество сырья для изготовления всех видов сыра. Таким образом, выделим несколько факторов, которые оказывают воздействие на рынок:

1. Погодно-климатические условия.

2. Эпизоотии.

3. Неправильное планирование или отсутствие планирования и прогнозирования стратегии развития, направленного на увеличение рыночной доли компании и укрепления конкурентных позиций.

Таким образом, в связи с происходящими на рынке изменениями и сложившейся ситуацией с импортными производителями в ближайшее время мы можем наблюдать некоторые изменения. Стоит отметить, что в Российской Федерации достаточно производственных предприятий, способных обеспечить потребность в наиболее востребованных сортах сырной продукции.

Автор: Мерзлякова Татьяна Александровна, менеджер по маркетингу ГК Step by Step

Источник: article.unipack.ru