Новый порядок аренды указывает бизнесу его место

23 октября 2009 появился Указ № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

Долго его ждали предприниматели, надеялись, что на этот раз чиновники их услышат, войдут в положение и существенно уменьшат арендную плату. Надеялись на лучшее, а получили, как всегда.

Ярослав РОМАНЧУК

Непобедимый бюрократизм

В условиях кризиса спроса, резкого удорожания кредитных ресурсов и девальвации белорусского рубля привязка арендной платы к евро убивала бизнес. Однако в итоге получилось совсем не то, чего ожидал бизнес.

Сегодня вроде бы надо радоваться новому порядку арендной платы. Вроде бы чиновники пошли навстречу предпринимателям и «отвязали» арендные ставки от евро. В указе есть еще пара-тройка приятных мелочей. Однако, как раньше было с налогами, либерализацией цен, так получилось и с арендой. За фасадом нового порядка кроются все те же старые разорительные механизмы.

Указ об аренде — как симптом болезни экономики

Рынок недвижимости, в первую очередь коммерческой (офисные помещения, склады, производственные площади), в Беларуси находится в руках государства. Главным его оператором является Управление делами Президента. Указ № 518 — это правила коммерческой игры для этой структуры, а также для исполкомов. Они тоже распоряжаются большим объемом недвижимости. Частные объекты коммерческой недвижимости появляются медленно и пока не играют большой роли на рынке. Более того, для них жесткая государственная олигополия выгодна: они могут устанавливать ставки аренды с ориентацией на цены Управления делами Президента и исполкомов.

Таким образом, Указ № 518 нисколько не уменьшает лоббистский статус чиновничества, а даже наоборот — увеличивает его возможности манипуляциями на рынке недвижимости и аренды помещений. Поэтому, какими бы хорошими ни казались отдельные его пункты, он не облегчил, а по многим позициям еще больше усугубил положение на рынке арендных отношений.

Возьмем, например, такое благое дело, как введение коэффициента 0,1 при расчете арендной платы для общественных организаций, союзов юридических лиц и ИП. Замечательная вещь, если бы не приписка о том, что список организаций, которые смогут воспользоваться этим коэффициентом, будет утверждаться Советом Министров. Причем критериев для такого решения нет ни в указе, ни в одном другом законодательном акте.

Вот вам типичный пример законодательной дискриминации: избранным — «пряник» в виде аренды помещения по 0,5–1 евро в месяц за 1 м2, остальным кнут — арендные ставки в 10 раз выше.

Риски и опасности Указа № 518

Если бы акты законодательства оценивали на их потенциал стимулирования коррупции, Указ № 518 занял бы место в первой десятке. Когда за один и тот же метр арендованной площади можно заплатить ставку, умноженную на коэффициент 0,1 или на 3 при размытых критериях оценки, власть чиновников становится очевидной. Более того, если есть основания для применения нескольких коэффициентов, то арендные платежи вообще можно взвинтить до небес. Указ устанавливает, что коэффициент 3 применяется при аренде площадей для размещения руководителей, а также бухгалтерских, кадровых и юридических служб. Применение этой нормы может вызвать еще одну волну злоупотреблений. Особенно пострадает малый бизнес.

В офисе небольшой фирмы руководитель и бухгалтер часто не имеют отдельных кабинетов. Поэтому при желании арендные платежи можно установить на неподъемном для арендатора уровне…

Небезосновательны опасения по привязке арендных платежей к «базовой величине». Сегодня она составляет 35 тысяч рублей и действует с 01.12.2007. До этого она росла не более чем на 5 тысяч за один раз, но достаточно регулярно. Не исключено, что в 2010 году она будет увеличена, чтобы скорректировать ее на инфляцию. Вкупе с разного рода коэффициентами подсчет арендной платы офиса или производственного помещения становится непростой бухгалтерско-правовой задачкой.

Дифференциация арендной ставки сделана в зависимости от населенного пункта и вида деятельности. Это чистый марксизм, когда чиновники изначально предполагают, что определенные виды деятельности более прибыльные, чем другие, что в Минске люди должны платить больше. Как будто пенсионеры, которые покупают товары или услуги компаний, получают в Минске более высокую пенсию.

Еще один нюанс нового порядка определения размера аренды — разные условия работы для частных и государственных структур. Например, коэффициент 0,2 используется при аренде площадей «редакциями государственных газет и журналов, получающими субсидии из бюджета на покрытие убытков от реализации газет и журналов по ценам ниже их себестоимости». Это явное нарушение конституционного принципа равенства условий хозяйствования.

Аренда права на жизнь

Полномочия чиновников не сократились ни на йоту. Потому как Указ № 518 от 23.10.09 по аренде, так и Указ № 510 от 16.10.09 (проверки), и Постановление Минэкономики № 141 от 19.08.09 (либерализация цен) — это, по сути дела, холостые выстрелы рыночных реформ. Да, под большим увеличительным стеклом можно рассмотреть позитив в этих законодательных актах, но назвать их рыночными язык не поворачивается. К сожалению, бизнес продолжает арендовать право работать у номенклатуры.