Новые лица, линии и идеи нашего детства — в новый год

Павла АНДРЕЕНКО, молодого директора еще более молодой компании «Нордар», отличают откровенность, позитив, разумная лаконичность и юмор. Достаточно сказать, что на двери его кабинета красуется табличка «разнорабочий». А если серьезно, нам в рамках этой публикации довелось побеседовать с незнакомым до сей поры руководителем амбициозной и весьма многообещающей компании. Обоснования для этого заявления — в тексте интервью.

— Павел, для начала — обязательно-банальный вопрос. Каковы предварительные итоги уходящего года для вашей компании? И пара слов о достижениях, на которых вы могли бы сделать акцент.

— Думаю, самый главный итог года очевиден: мы не упали. Для кризисного времени это довольно важно. Скажу больше: мы приросли в объемах продаж, увеличилось число сотрудников. Кстати, нашей компании — всего шесть лет. И за это небольшое время, не имея никаких внешних инвесторов, мы ощутимо выросли. Наверное, это сейчас основное.

Кроме того, важным достижением для нас стало приобретение завода в Борисове. Недавно купили и установили там новую производственную линию. В данный момент на ней в тестовом режиме производится выпуск новых видов продукции: эскимо, мороженое в брикетах. За счет запуска этих позиций мы планируем увеличить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке и более активно выйти за пределы Беларуси.

— Вы говорите, что на рынке присутствуете уже пять лет, а свой завод появился только год назад. Чем занимались до этого?

— С момента основания в 2010 году мы активно работали по дистрибуции брендовой российской продукции. На этом процессе заработали первый капитал. Постепенно пришли к выпуску собственной продукции под торговой маркой «Наше детство». Какое-то время размещали заказы по ее выпуску на профильных белорусских предприятиях. В последнее время появилось свое производство, что значительно упростило задачу.

— А как вы оцениваете рынок, на котором работаете? Каковы наиболее характерные для него изменения и тренды, которые вы наблюдаете?

— Рынок в целом структурирован. На нем есть три крупных игрока — «Морозпродукт», столичный хладокомбинат № 2, «Санта Бремор»… И остальные. Что касается нас, то мы по продажам в республиканских сетевых торговых предприятиях занимаем почетное четвертое место. А по поводу вашего вопроса насчет изменений и трендов отечественного рынка — самое главное то, что тренд своеобразной монополии классического мороженого у нас подходит к концу. Расти данный сегмент дальше, скорее всего, не будет. Лично мы в связи с этим планируем развивать более современные технологии, разнообразить вкусовые линейки — с учетом нынешних пожеланий покупателей.

— Можно конкретизировать?

— Это могут быть инновационные глазированные сырки с пломбиром, иными наполнителями. Благодаря новой линии мы непременно расширим ассортимент своей линейки мороженого. Уменьшим себестоимость, объемы трудозатрат и выведем на рынок мороженое в брикетах, на палочке и так далее. Что-то новое появится в формате крупной фасовки.

Визитная карточка — от директора

«Компания «Нордар» на сегодняшний день выпускает около 17 видов мороженого. В то же время мы являемся дистрибуторами на рынке порядка 90 видов продукции. В объеме продаж по Беларуси наша продукция занимает порядка 40 %. В следующем году планируем выйти на показатель в 60–70 % и увеличить свой экспорт. Мы делаем ставку на классическое, настоящее, качественное мороженое».

— Правильно ли я вас понял, что классическое мороженое ждут тяжелые времена?

— Не совсем так. От классических традиций потребитель никуда не уйдет. Многие белорусы предпочитают тот же «Каштан» или «Копейки», но при этом они готовы активно пробовать совершенно новые виды мороженого. Не более того. Говоря образно, вместо прямой дороги с односторонним движением выстраивается многополосная трасса, с многочисленными перекрестками и съездами.

— Скажите, что из запланированного на нынешний год «Нордару» удалось сделать, а что переносится на ближайшее будущее?

— В первую очередь удалось увеличить объемы продаж в рамках довольно амбициозных планов. Мы планировали вырасти на 50 % , хотя реально получили порядка 40 %. Но это тоже весьма достойный результат в условиях тяжелого финансового года. Отрадно, что серьезный рост дали продажи нашей продукции.

Для нас также важно, что в 2016 году удалось отправить за пределы Беларуси партию мороженого. Мы работали с российским дистрибутором, по его заказу выпустили продукцию в формате СТМ. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что главная задача на 2017 год — экспорт.

— Павел, хотелось бы также услышать еще несколько слов от вас по поводу специфики работы компании на внутреннем рынке.

— Сегодня в Минске практически каждая торговая точка работает с нашей продукцией. А в целом порядка 70 % страны уже покрываем. Правда, есть несколько регионов в Могилевской и Витебской областях, где мы продаж не имеем. Задача на следующий год вполне очевидна.

— В чем изюминка вашего производства и логистики?

— Ничего особо уникального, в этих сферах все давно уже придумано за нас (улыбается. — Авт.). Собственную продукцию под торговой маркой «Наше детство» привозим с фабрики в Борисове на наши столичные склады. А дальше осуществляем доставку по республике. Стараемся обходиться своим транспортом. Правда, в летний период для нужд Минска приходится заказывать дополнительный транспорт у субподрядчиков. Все, собственно.

— А какие продукты приносят компании наибольший экономический эффект и почему?

— Знаете, тут все просто. Чем более сложный продукт вы производите, тем больший экономический эффект он может принести. Маржинальность классического вафельного стаканчика, который выпускают сегодня практически все, минимальна. Его производство сейчас менее выгодно, чем выпуск, к примеру, эскимо с экзотическими вкусами. Поэтому в 2017 году сделаем ставку на производство эскимо на нашей новой линии — в классическом исполнении, инновационном, совмещая самые различные вариации. Такой товар, думаю, поможет увеличить нам долю на рынке.

— Какой стиль работы с ритейлом вы исповедуете?

— Сотрудничая с торговлей, мы стараемся подстраиваться под требования потребителей. А ими являются в первую очередь сети и потом уже — покупатели. Грубо говоря, чтобы донести до конечного потребителя наше мороженое, сначала мы вынуждены договариваться с сетью. Условия они диктуют сами, мы же практически все их неукоснительно выполняем. Определенные моменты удается нивелировать при помощи стандартных инструментов: скидок, акций и прочего.

— Павел, прежде чем поставить точку в этом легком материале… Хотелось бы услышать от вас новогодние пожелания и поздравления вашим коллегам, конкурентам, соратниками и всем нашим читателям, работающим на продовольственном рынке Беларуси в сфере торговли и производства.

— Желаю всем коллегам растущего рынка и хороших зарплат для белорусов…Чтобы наши люди могли больше покупать самого лучшего мороженого и
получать от него удовольствие, не обделяя прибылью ни белорусского производителя, ни ритейл (смеется. — Авт.).


Несколько отойдя от темы излюбленного мороженого, в 2016 году компания освоила выпуск одного из наиболее востребованного славянского продукта — пельменей под одноименной ТМ «Нордар».