Ни каши, ни масла?

Вслед за исчезновением гречки стали приходить сообщения о дефиците сливочного масла в Гомеле.

Какие еще продукты могут пропасть с белорусских прилавков? Об этом пишет "Белорусы и рынок".

О том, что в Гомеле не стало сливочного масла, сообщил БелаПАН 8 сентября. Корреспондент информагентства не смог найти масла в пяти крупных продовольственных магазинах города. В объединении "Гомельмясомолпром" дефицит объяснили уходом с гомельского рынка торговых марок "Савушкин продукт" и "Бабушкина крынка". Местные производители, дескать, не в состоянии заполнить образовавшуюся нишу.

Немолочная страна?

Самое интересное в этой истории, почему брестский и могилевский производители решили покинуть гомельский рынок. В объединении "Гомельмясомолпром", пишет БелаПАН, предположили, что это может быть связано с экономическими интересами компаний "в другом направлении".

Предположение гомельчан о том, что масло ушло в Россию, где цены выше, опровергли в брестском ОАО "Савушкин продукт ". Как рассказала корр. "БР" начальник отдела продаж по Гомельской области Оксана Пищук, их компания не может экспортировать масло куда бы то ни было, потому что "Савушкин продукт" его сейчас вообще не производит. И связано это с нехваткой цельномолочного сырья. "Закупочные цены на молоко поднялись, поступление сырья в августе в связи с жарой уменьшилось. Мы масло сейчас не производим. Масла нет вообще, и начались перебои с сырами", – прокомментировала ситуацию О. Пищук, заметив при этом, что в Гомельской области есть свои молкомбинаты, которые производят сливочное масло.

В ОАО "Бабушкина крынка" признают, что с окончанием сезона "большого молока" сокращены поставки сливочного масла не только в Гомельский, но и в другие регионы страны. Это связано с тем, что предприятие вынуждено кормить прежде всего свою, Могилевскую область, молокозаводы которой поставляют в ОАО цельномолочное сырье. "Летом, когда молока было много, а Россия была "закрыта", предприятия направляли большие объемы продукции на внутренний рынок, – объяснил наш собеседник в "Бабушкиной крынке". – Сейчас же, когда молока стало меньше и российский рынок открылся, идет переориентация продаж с соседних областей в свои регионы и на экспорт". Это не значит, что за рубеж уходит именно сливочное масло (его производство, как известно, не очень выгодно молочной промышленности), а вот высокорентабельный сыр ориентирован именно на зарубежные поставки. "Бабушкина крынка" за 8 месяцев этого года экспортировала 72% всех произведенных твердых сыров.

Комментарий в "Бабушкиной крынке" сопроводили удивлением, почему гомельские молокозаводы не могут обеспечить свое население маслом. "Наверное, они в Россию его продают", – вернули гомельчанам их подозрения представители Могилева.

Спокойствие, только спокойствие!

Несмотря на то, что гласности был предан дефицит только в Гомеле, сокращение масляного ассортимента заметили и жители Минска. Однако премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский утверждает, что проблемы с маслом быть не должно в принципе, так как молочные комбинаты якобы обеспечены сырьем и работают в нормальном режиме. При этом премьер фактически подтверждает догадки о том, что дефицит вызван увеличившимся экспортом. "Около 80% от общего объема произведенного в Беларуси сливочного масла уходит на экспорт, – цитирует БЕЛТА заявление С. Сидорского во время его рабочей поездки в Лиду 10 сентября. – Нам ничего не стоит в течение одного дня развернуть часть экспортных потоков на внутренний рынок".

Опроверг премьер-министр и ажиотаж вокруг гречки, свидетелями которого в предыдущие недели были продавцы и рядовые покупатели. Ажиотажного спроса на крупяные изделия, который наблюдается в соседних государствах, в Беларуси нет, заявил премьер-министр. Перебои же с наличием гречки следует отнести на ритмичность поставок в торговую сеть. Ну и украинцы с россиянами, активно посещающие нашу страну, немного виноваты. "На прошлой неделе по моему поручению поинтересовались в прилегающих регионах России и выяснили, что там – белорусская гречка, – указал местонахождение дефицитной крупы премьер-министр и поспешил успокоить потребителей. – Не страшно, у нас этой продукции хватает. Кроме того, в последние дни увеличены объемы производства круп, чтобы обеспечить торговлю".

Экспорт не страшен?

Причину резкого подорожания гречки (в минские магазины наконец начала поступать развесная крупа ОАО "Гомельхлебопродукт" по новой цене – 5.370 BYR за 1 кг) С. Сидорский объяснил не объективными причинами, а: стремлением предотвратить отток крупы в РФ. При этом глава Совмина не уточнил, ждать ли повышения цен на другие виды продовольствия как превентивную государственную меру против их оттока в неурожайную Россию. "В стране достаточно запасов продовольственных товаров, в том числе крупяных изделий всей номенклатуры, начиная от гречки и заканчивая пшеном, овсяными хлопьями, – сказал глава правительства. – Мы обеспечиваем свои потребности в полном объеме".

Первые руководители РФ тоже заверяют своих граждан в том, что ситуация с продовольствием в стране стабильная и оснований для дефицита и скачкообразного повышения цен на него нет. Однако с 6 сентября стали приходить сообщения об удорожании в России картофеля. Уже почти во всех регионах в оптовой продаже он стоит от 13 до 16 RUB, тогда как в прошлом году ценовая планка была не выше 6-7 RUB, пишет РБК, замечая при этом, что спасти россиян от катастрофического роста цен должна белорусская картошка. Одновременно Минсельхоз РФ рассматривает возможность введения эмбарго на экспорт растительного масла, что тоже ассоциируется с дефицитом и дороговизной.

"Спасение" российского потребителя наверняка перепишет ценники и в белорусских магазинах. И этот процесс уже идет полным ходом. Если верить продавцам Комаровского рынка, за последние две недели продукты подорожали на 24%.