Неопределенность перспектив молочного рынка

В настоящее время белорусские молокопереработчики занимают ведущие позиции на российском рынке молока и молочной продукции. Однако в условиях усиливающейся турбулентности молочных потоков в мире, неблагоприятной ценовой конъюнктуры рынка и изменений потребительского поведения, а также возможной отмены эмбарго на поставку сельхозпродукции и продовольствия из Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии производителям из Беларуси нужно искать пути диверсификации направлений поставок своей продукции.

Глобальные тренды

По данным Международной молочной федерации (ММФ), производство молока в мире по итогам 2015 года составило порядка 818 млн тонн против 800 млн тонн в 2014-м. За последние 15 лет ежегодный объем выпуска увеличился на 40 %. Одновременно темпы роста международной торговли (без учета территории ЕС) в пересчете на сырое молоко почти вдвое превысили динамику наращивания его производства, что свидетельствует о глобализации мирового рынка молочной продукции. Все больше молока в мире потребляется за пределами регионов производства. Следствием увеличения поставок сырья на рынок стал активный рост производства молочных продуктов и, как результат, — падение мировых цен на молоко и молочную продукцию.

Из-за российского эмбарго и снижения активности Китая как страны-импортера, неблагоприятной ценовой конъюнктуры мирового рынка молока рост объемов внешней торговли несколько приостановился. Европейские эксперты прогнозируют восстановление темпов роста поставок молока на мировой рынок и дальнейшее увеличение среднедушевого объема его потребления вплоть до 2025 года. По прогнозам международных специалистов, в 2016-м производство молока достигнет 830 млн тонн, а к 2025 году его объем составит уже порядка 1 млрд тонн. Объемы мировой торговли молоком к этому сроку вырастут на 82 % по сравнению с 2014-м — до 99 млн тонн. Подобный оптимистический сценарий развития мирового рынка молока достаточно спорный, считают в информационном агентстве DairyNews. Направление внешних поставок молока меняется. Какая из стран окажет решающее влияние на развитие ситуации на мировом рынке молочной продукции, спрогнозировать пока не представляется возможным.

Драйверы роста

На протяжении многих лет драйверами роста международной торговли молоком выступали Россия и Китай. Введенное Россией с августа 2014 года эмбарго на поставки молочных продуктов из целого ряда стран на свой рынок, а также низкая закупочная активность Китая стимулировали производителей молочной продукции к активному поиску новых рынков сбыта.

Китай является крупнейшим мировым импортером молочных продуктов. При этом в 2014 году данная страна занимала 5-е место в мире по поголовью молочного скота и 4-е — по производству молока. В том же году в страну было ввезено порядка 9 млн тонн молочной продукции. При этом на Китай приходилась значительная доля мирового импорта сухого молока. Однако в 2015-м объем закупок сухого цельного молока Китаем значительно уменьшился, что привело к падению цен на СЦМ на мировом рынке. По мнению международных экспертов, высокие темпы китайского импорта молочных продуктов в ближайшие годы сохранятся, несмотря на стремительный рост производства молока на территории этой страны. Вместе с тем, спрогнозировать временные рамки этих процессов специалисты не берутся. Дополнительным фактором неопределенности служит выбранная Китаем стратегия вложения инвестиций в развитие молочного производства на территории других стран ввиду ограниченности собственных ресурсов. Миллионы евро уже вложены китайцами в молочные производства во Франции, в Нидерландах, Ирландии, Новой Зеландии, Австралии. Китайская сторона заявила о своей готовности инвестировать в производство сырого молока, его переработку и выпуск сыра на территории России. В частности, на Дальнем Востоке. Полученную продукцию планируется поставлять российским потребителям и на рынки других стран Таможенного союза. Таким образом, Китай из крупнейшего импортера мирового молочного рынка намерен «переквалифицироваться» в одного из поставщиков-экспортеров.

Мировые молочные потоки

Серьезных тенденций повышения цен на сырое молоко в 2016 году ожидать не приходится. Так считают специалисты информационного агентства DairyNews. Аналогичного мнения придерживается большинство мировых аналитиков.

Наблюдается сокращение некоторых глобальных рынков, экономический спад во многих развивающихся странах и уменьшение покупательской способности населения. По мнению некоторых международных аналитиков, в конечном итоге это может привести к глобальному снижению потребительского спроса. Более того, ставится под сомнение прогноз позитивной динамики роста производства молока и молочной продукции в глобальном масштабе. Вместо этого процессы его развития приобретут локальный уровень. По крайней мере, согласно прогнозам ММФ, к 2025 году из 241 млн тонн при-роста мирового выпуска молока 80 % этого объема будет потребляться в регионах производства и только 20 % поставляться на мировой рынок.

Что ждет Россию?

Согласно официальной статистике, в России производится порядка 30–32 млн тонн молока в год. По данным информационного агентства DairyNews, объем российского производства сырого молока гораздо меньше — порядка 16,3 млн тонн по итогам 2014 года без учета продукции подсобных личных хозяйств. Ведь по закону о личных подсобных хозяйствах РФ производимая в них сельхозпродукция может выпускаться только для личного потребления и не предназначена для поставки перерабатывающим организациям. Без учета личных подворий российская статистика молочной отрасли по итогам 2014-го выглядит следующим образом: молочное поголовье — в количестве 4,4 млн голов в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах, производство на душу населения — 111,4 кг в год и 305,0 г молока на душу населения в сутки. Одна российская корова кормит 32,6 человека. Данные статистики свидетельствуют о постепенном уменьшении потребления молочной продукции россиянами. Сокращается также объем импорта молочных продуктов питания. В том числе сливочного масла, сыра и сырных продуктов. По прогнозам информационного агентства DairyNews, в 2016 году тенденция снижения объема импортных поставок сохранится.

Казалось бы, в настоящее время в России складываются вполне благоприятные условия для быстрого развития молокопроизводства. Однако местные хозяйства пока реагируют на ситуацию скромными показателями роста. Их положение осложняют растущая инфляция и девальвация российского рубля, которые приводят к снижению покупательской способности населения и спроса, ограничению финансовых возможностей сельскохозяйственных организаций. Необходимость ограничения производственных издержек толкает производителей на фальсификат, а именно — на замену молочных жиров на растительные жиры при производстве молочных продуктов. В этой связи существенно вырос импорт пальмового масла.

Еще одна проблема российского рынка — это «гигантомания». Во многих российских регионах на две-три крупные молокоперерабатывающие компании приходится всего несколько постоянных поставщиков сырого молока. В условиях такой сильной взаимозависимости игроков любая ошибка маркетинговой службы или руководства одного из предприятий может привести к обвалу всего регионального рынка. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса в этом секторе реальной экономики представляется весьма полезным.сдемонстрируют наилучшую динамику роста объемов производства молока — от 6 до 10 % в год против 2 % в сельскохозяйственных организациях. Последние, как правило, — это средние и крупные предприятия.

Одновременно на региональных рынках появляется все больше так называемых партизан-производителей, которые вытесняют фермеров и отнимают покупателей у крупных предприятий. Они делают ставку на простые натуральные молочные продукты (питьевое молоко или сметану), производство которых основано на традиционных для России технологиях. Подобные молочники предпочитают доставлять свою продукцию непосредственно к дому потребителя, а не позиционировать достоинства своих товаров на полках супермаркетов в крупных городах. Подобные «партизаны» оказываются невидимыми для рынка, но влияют на формирование спроса и предпочтений потребителей.

Перспективы белорусских молокопереработчиков

Белорусские поставщики сегодня имеют основную долю в объеме российского импорта молочной продукции. Возможная отмена российского эмбарго на поставку молокопродуктов из ЕС, США и ряда других стран мира приведет к изменению конкурентной среды и позиций Беларуси на рынке России. Усиление конкуренции может быть обусловлено постепенным ростом собственного российского производства, падением потребительского спроса местного населения и возможной экспансией на рынок России производителей из стран СНГ.

Закрытие российского рынка для западноевропейских поставщиков — хороший драйвер роста для Азербайджана, Армении, Таджикистана и других государств, которые ранее никакой молочной продукции в Россию не поставляли. Объемы молочного производства в этих государствах растут. Самообеспеченность по молоку во многих из них на уровне 90 %, средний надой молока с одной коровы здесь невысок. Это означает, что даже его незначительное увеличение может привести к существенному повышению уровня самообеспеченности в этих странах, превращению сегодняшних стран-импортеров молочной продукции в государства-экспортеры, а значит, в новых игроков на российском рынке. Белорусы должны сделать из этого соответствующие выводы.

Концентрация усилий только на одном, пускай емком и маржинальном рынке сбыта не служит гарантией успешности внешнеторговой деятельности. По законам маркетинга, тридцатипроцентная доля одного клиента в общем объеме продаж компании свидетельствует о значительных рисках ведения внешнеторговой деятельности. В российском импорте молочных продуктов Беларусь сегодня имеет подавляющую долю — порядка 83 %. Ориентация только на Россию может пагубно сказаться на бизнесе белорусских молокоперерабатывающих предприятий.