Вы здесь

«Мы все учились понемногу…»

Накануне проведения крупнейшей, знаковой для всего сельского хозяйства отраслевой выставки «Белагро-2018» Алексей БОГДАНОВ, начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода, проанализировал последние тенденции на торговом и продовольственном рынке страны, оценил результаты наших экспортеров в первом квартале, а также вспомнил тенденции последнего времени — с позиции нашего министерства.

Квартальные финансовые итоги. Продовольственный экспорт

Первый квартал 2018 года получился неоднозначным. В целом перерабатывающие организации страны показали неплохие результаты в части общих объемов поставок продовольствия. Средний рост составил около 110 %.

Тех же мясных продуктов за пределы страны  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было поставлено на 117 % больше, а молочных — на 103 %.

Но при этом в России произошли очередные «ралли» на финансовом рынке, локальный обвал национальной валюты, что традиционно ударило по доходной части поставщиков на этот рынок.

Кроме того, мы последовательно снижали зависимость от монорынка, был зафиксирован очередной всплеск молочных и иных продовольственных войн. Это — не новость, к сожалению.

Что удалось получить в сухом «финансовом остатке»?

В первом квартале организации Минсельхозпрода поставили в Россию продукции на 431,4 миллиона долларов. За аналогичный период прошлого года данный показатель составлял 562,7 миллиона долларов. Темп — 76,7 %. Иначе говоря, «минус» составил 23,3 %. Но я бы не стал драматизировать сложившуюся ситуацию. Уровень динамики диверсификации экспорта был достаточно высоким и находился в заданных рамках.

Да, доля России в нашем экспортном продовольственном пироге продолжила снижаться (как и в прошлом году, кстати). Однако при этом доля СНГ (без России, разумеется) по продажам сельхозпродукции по линии нашего министерства в первом квартале 2018 года выросла более чем в два раза (236 %). В деньгах это — 65,2 миллиона долларов.

В страны Азии рост экспорта составил 200 %, в США — 138 %, в страны Африки — 137 %. К сожалению, определенное падение было допущено при поставках на рынки стран Евросоюза — 63 % к уровню прошлого года.

Но если суммировать поставки на рынки стран дальнего зарубежья, то мы получаем очевидный рост в 2018-м — на уровне 146 %. В деньгах это — 24,5 миллиона долларов против 16,8 миллиона долларов.

Да, общий показатель финансового продовольственного экспорта в первом квартале не дотянул до прошлогодних данных: 521 миллион долларов против 607 миллионов, или 85,9 %. Но про объективно непростую ситуацию в торговле с Россией было уже много сказано в начале статьи, да и в иных информационных источниках. И это тот фактор, который серьезно повлиял на ситуацию и потянул нас вниз.

Как бы там ни было, отечественным производителям следует увеличить активность при поставках готовой продукции на рынки стран дальнего зарубежья и выходить на принципиально иные финансовые показатели до конца года: 25 миллионов долларов за первый квартал 2018 года — это явно недостаточно. Тем более у нас намечаются подлинные прорывы по ряду мировых направлений. Вот лишь несколько ярких примеров. Например, с Китаем в первом квартале темп роста составил 143 % (3,5 миллиона против 2,6 миллиона).

С несколькими странами зафиксированы и вовсе феноменальные достижения:

* Монголия — 2,5 миллиона против 372 тысяч долларов в прошлом году;
* Саудовская Аравия — 1,4 миллиона против 105 тысяч долларов;
* Турция — 7 миллионов против одного миллиона долларов.

Отрадно и то, что нам удалось выйти на рынки новых стран (Африканского континента), осуществив туда первые поставки.

Речь идет про такие направления, как Марокко (в этой стране наблюдается большое потребление сливочного масла), Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Коморские острова. В ближайшее время запланирован выход на новый рынок (Алжира) с СОМ белорусского производства.

Концептуально — про вступление в ВТО  

Как известно, делегация Беларуси в мае приняла участие в десятом, юбилейном заседании рабочей группы по вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). По сути, этот вопрос во многом можно считать уже решенным.

Хотелось бы остановиться на нескольких принципиальных моментах, возникающих в связи с этими процессами. Самый главный из них, пожалуй, звучит так: «Зачем нам в принципе следует туда вступать?»…

Прежде всего, напомню, что это — крупнейшая международная организация, в рядах которой на сегодняшний момент значатся 160 стран, регулирующих вопросы мировой торговли. Что даст Беларуси участие в таком процессе?

Сначала хотелось бы предостеречь тех, кто идею вступления в ВТО готов рассматривать как некую панацею от всех имеющихся проблем. Для Беларуси это, говоря образно, — своеобразное окно для расширения своих торговых возможностей. При грамотном участии в таком процессе мы сможем использовать те преимущества, которые обеспечивает ВТО всем своим участникам.

Речь идет в первую очередь о разрешении торговых межгосударственных споров — на разных уровнях. Допустим, когда некое крупное государство вводит определенное ограничение на торговлю тем или иным товаром, то оно (ограничение. — Авт.) не распространяется на страны, входящие в ВТО.

Стоящая перед нами локальная задача такова: вступить во Всемирную торговую организацию, получив определенные льготы и преференции. К примеру, если говорить о размерах таможенных пошлин, про которые нам приходится постоянно думать, то Беларусь стремится вступить в ВТО на тех же условиях, что и основной наш торговый партнер — Российская Федерация.

Если подводить какие-то промежуточные итоги в рамках сюжетного блока этой статьи, то пока самое важное для Беларуси на данном направлении — возможность получить и использовать широкий ассортимент инструментов ВТО
в разрешении торговых споров между странами, с которыми мы уже работаем или планируем работать в перспективе.

Четыре проблемных угла в фундаменте нашего «молочного» дома

В третьей декаде мая в Сочи проходила X Молочная Олимпиада. Хотелось бы остановиться на основных проблемных вопросах, поднятых представителями Беларуси (в ходе сопутствующего Молочного саммита) и, что важно, получивших поддержку со стороны большинства российских коллег. Это — четыре угла своеобразного фундамента общего дома, работа над цементированием которого сегодня требует самых решительных действий. Итак.

1. Все прекрасно понимают, что у России есть проблемы с ввозом сыроподобных продуктов. С этим вопросом целесообразно разобраться так, как это уже было сделано в Беларуси.

Наша страна, так и не дождавшись решений на уровне ЕЭК, в одностороннем порядке приняла постановление Минздрава, устанавливающее обязательный контроль за ввозом и оборотом сыроподобной продукции. Постановление успешно действует с 1 января 2018 года. Результат налицо: за три месяца текущего года импорт этого продукта в нашу страну упал на 70 % к уровню 2017-го.

Есть смысл напомнить, что основным потребителем сыроподобных продуктов является Российская Федерация. В 2017 году ее доля составила 67,3 %. При этом на российском рынке широко распространена торговля сыроподобной продукцией под видом настоящего сыра.

2. Существует определенная проблема, связанная с внесением изменений в техрегламенты ЕАЭС. Точнее, так. Проведенная работа пока мало что изменила по сути.

Модно думать, что изменения технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», принятые решением Совета ЕЭК от 10 ноября 2017 года № 102, сыграют положительную роль. Мол, потребитель в той же России будет меньше покупать некачественную молочную продукцию.

Однако мы полагаем, что изменений в таком виде явно недостаточно. Надо идти по пути серьезного ужесточения требований к производству молочной продукции, технических регламентов, вплоть до полного запрета использования растительных жиров при производстве всей молочной продукции.

3. Необходимо брать под максимальный контроль работу сетей, повышать их ответственность за работу с контрафактом и создавать условия, чтобы ритейлу это было чрезвычайно невыгодно и просто опасно. Колоссальные штрафы здесь — в помощь. Пока же всех собак в России предпочитают «вешать» на производителя.

Фактически же именно сети в России сегодня стимулируют производство дешевого молочного фальсификата.

4. Необходимо решить вопрос с невероятными объемами пальмового масла, поставляемого в Россию отовсюду и достигающими, по разным оценкам, почти миллиона тонн. Идеология данного вопроса такова. Мы готовы наполнить качественной молочной продукцией территорию Евразийского союза, и лишь в случае ее реальной нехватки допустить проникновение на наш общий рынок «молочки» и сопутствующих ингредиентов из третьих стран. Только так, а не иначе.

Разумеется, все эти краеугольные проблемы необходимо решать в комплексе. Еще раз отметим, что данные предложения с нашей стороны нашли поддержку и понимание у абсолютного большинства участников масштабного форума в российском городе Сочи.

Источник: Produkt.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.