«Мы должны стать лидером отрасли в России и Беларуси»

В работе Экспортного молочного форума в Минске активное участие принял президент концерна «Детскосельский» Юрий БРАГИНЕЦ. Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью с этим российским бизнесменом и нашим земляком. Если говорить в американской стилистике, то это как раз вариант self made man — человек, который сам себя сделал.

— Юрий Николаевич, недавно вы отметили 50-летний юбилей. При этом большую половину прожитых лет вы работаете в концерне «Детскосельский». Вопрос в связи с этим такой. Какие масштабные задачи перед собой лично и перед концерном вы ставите на следующие 50 лет? Или же вы являетесь противником смешивания общественного и личного?

— Я не противник смешивания общественного и личного по той причине, что не работаю, а живу на работе. Это — дело моей жизни. Исходя из такой философии, удается выстраивать свою деятельность. В общем, для меня общественное и личное — вещи неотделимые. Я ответил на ваш вопрос?

— В большей степени — да. В таком случае предлагаю вот какую актуальную тему затронуть. Частный бизнес в Беларуси: просто или сложно его вести, на ваш взгляд? И, наконец, где сельскохозяйственный бизнес вести интереснее — в Беларуси либо в России?

— Постановка этого вопроса слишком политизирована. По определению, бизнес — он либо есть, либо его нет. А где и как его вести — это уже плоскость экономической целесообразности. Страна законодательно определяет правила игры: обязанности бизнеса по отношению к обществу и права бизнеса в отношении государства. Если правила игры вести честно, практически всегда все получается.

Для меня неважно, где заниматься бизнесом: в России, Беларуси, Молдавии… Единственное, где бы я сейчас не смог его вести, так это на Украине. В данный момент украинская идеология характеризуется множеством крайностей, причем отнюдь не толерантных, а чрезвычайно агрессивных.

А в Беларуси правила ведения бизнеса понятны. Пожалуйста, соблюдай законодательство и веди свое дело. Все так же, как и в России. Господь ведь нас создал для того, чтобы мы творили и созидали на этой земле. Наверное, в соответствии с этим посылом и стоит выстраивать все свои устремления, в том числе и в сфере бизнеса. Тогда элементарно легче будет жить.

— Вы делаете ставку на постоянное наращивание объемов производства молока. Но на данный продукт оказывается колоссальное ценовое давление во всем мире, производителям приходится испытывать серьезные финансовые риски. Стоит ли в таком случае игра свеч?

— Вопрос на самом деле очень интересный. Действительно, развитие молочного бизнеса требует времени и разнообразных затрат, не только финансовых. Нужно изначально рассчитывать на то, что данному делу придется посвятить всю свою жизнь. При этом молочный бизнес необходимо рассматривать в комплексе. Ведь это — не только молоко и коровы. Здесь нужно говорить и думать о земле и людях, фермах, технике и многом другом. Приведу простейший пример: чтобы получить молоко, мы сначала выращиваем теленка. На это уходит 15–17 месяцев. Затем телка осеменяется, проходит еще девять месяцев. И только тогда у нас появляется молоко.

В общем, для того, чтобы получить молоко от одной телки, необходим колоссальный финансовый и временной ресурс. Я уж не говорю про терпение и трудолюбие, которые тут требуются просто в неограниченных объемах. Конечно, имеются и проблемы, куда ж без них. Это и ценовое давление, и финансовые риски. Мы не можем их не учитывать. Стоит ли игра свеч, говорите? Для меня — стоит, потому что я этому учился, и другого, по большому счету, не умею. Наверное, я рожден на свет, чтобы заниматься молочной сферой и всем тем, что с нею связано.

— А сыграл ли роль при создании филиала концерна «Детскосельский» в Беларуси тот фактор, что вы — уроженец БССР?

— А вы как думаете? Конечно, сыграл. Беларусь — это моя малая родина. Здесь я родился и, как мне кажется, неплохо знаю менталитет белорусов. К тому же мой отец просил, что, когда я стану квалифицированным зоотехником, чтобы создал хорошую ферму в Беларуси. Вот я ее и создал.

— В февральском интервью нашему изданию первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич отметил: «У нас в аграрном секторе имеется хороший инвестор. Российское предприятие «Детскосельский-Городок» осуществляет строительство молочно-товарной фермы в Витебской области». Расскажите чуть подробнее о работе белорусского филиала концерна, его успехах, перспективе развития, введении инновационных форм работы и т. д.

— В ближайшие год-два мы должны удвоить производство молока и выйти на показатель примерно 100 тонн в сутки. По ходу текущей пятилетки: к концу ее мы должны будем производить 150–200 тонн молока в сутки — для Республики Беларусь. А что будет дальше — посмотрим.

— Юрий Николаевич, скажите, а в чем заключается стратегия развития концерна «Детскосельский» на ближайшие пять лет (если говорить о России и Беларуси)?

— Хороший вопрос. Недавно мы провели конференцию, на которой приняли стратегический план развития концерна. Как раз на ближайшие 5–10 лет. За этот временной промежуток мы должны стать лидером молочной отрасти в России и Беларуси. Для этого необходимо удвоить производство молока, что в совокупности 500–600 тонн в день, или около 200 000 тонн в год. К достижению этих показателей мы и будем стремиться.

— И последнее на сегодня. Как бы вы оценили итоги Экспортного молочного форума в Минске в апреле и насколько такого рода мероприятия могут быть полезны в перспективе для отрасли Беларуси, России и государств, входящих в круг ваших интересов?

— Я всегда говорю: тот, кто информирован, тот вооружен. Поэтому поддерживаю любые панельные дискуссии. Чтобы соответствовать мировым стандартам, мы должны быть в курсе того, что происходит в нашей отрасли, знать про новые технологии, тенденции, риски, нюансы законотворчества в отношении молочного бизнеса. На мой взгляд, форум прошел на высоком уровне. Хочу выразить благодарность Минсельхозпроду и вашему журналу за достойную организацию. Самое главное — форум предоставил всем участникам возможность высказаться и выслушать других.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть. Философия, суть нашего бизнеса заключается в постоянном труде. При этом мы свято чтим наработанные десятилетиями традиции. А еще очень хорошо, если бизнес отделен от политики. Это — абсолютно разные области. Производственники должны, прежде всего, заниматься своим непосредственным делом и соответствовать условиям и законам, которые формируют конкретную страну. При соблюдении данного правила у нас все и всегда будет получаться.

Прямая и косвенная речь с форума

В рамках Экспортного молочного форума в Минске Юрий Брагинец озвучил ряд принципиальных соображений. По его мнению, и в Беларуси, и в России молочному животноводству придается основополагающее значение, что заметно по условиям гос-поддержки. «Однако самое главное в успехе компании — правильно выстроенный бизнес-процесс. По сути, это формирование системы управления себестоимостью», — уверен президент концерна «Детскосельский».

По мнению специалиста, управление себестоимостью следует разделить на два этапа — инвестиционный и операционный. На этапе инвестирования важно выбрать правильную технологию, которая ляжет в основу строительства комплекса. Затем создать полноценную кормовую базу, обеспечить полное финансирование проекта, сократить сроки ввода в эксплуатацию до минимума. Соблюдая перечисленные условия, инвестор сможет определить точную сумму вложений и амортизацию, которая будет включена в прямые затраты на молоко.

«Однако построить молочный комплекс — это только 50 % успеха, — подчеркивает Юрий Брагинец. — Важно организовать еще и операционную деятельность. Иначе есть риск потерять вложенные деньги. На втором этапе необходимо научиться управлять процессом кормления, персоналом, исполнением техрегламентов, создать систему управления стадом и его воспроизводством, систему сервиса оборудования и ветобслуживания».

Этот общий список ярко иллюстрирует структуру себестоимости молока и отражает степень влияния каждого фактора на конечный результат. Так, 60 % себестоимости данного продукта приходится на корма — собственные и покупные. И здесь важно уделить должное внимание технологии кормопроизводства, агрономии. В том числе, подключив средства господдержки.

По мнению эксперта-практика, субсидирования одного лишь строительства МТФ — недостаточно. «Не работая с землей, мы не получим хорошего молока. Мы ссылаемся на результаты Голландии, Новой Зеландии и других лидеров молочного животноводства, забывая, что первым делом они создали хорошую кормовую базу, продумали севообороты, что позволило удешевить молоко. Между тем, за счет грамотной кормовой политики валовая прибыль от реализации молока может вырасти до 40 %», — полагает российский бизнесмен.

Кроме того, необходимо организовать работу персонала через внедрение технологических регламентов, регламентировать работу молочных комплексов, а в идеале — внедрить технологические карты в управление полем и севооборотом. Важна и система мотивации.

«Производители Европы и Америки показали нам готовые решения во всех этих областях, научили нас работать, — резюмировал Юрий Брагинец. — Решения есть, осталось их только внедрить… И еще. Сейчас транслируется идея, что Россия без сельского хозяйства не возможна. В Беларуси от этой идеи не отказывались, и в этом — наша сила. Молочное животноводство двух стран будет развиваться и дальше, если мы будем вместе».