Молочка в Китай? Почему бы и нет

Успешным опытом Китайской народной республики в молочном производстве и перспективами рынка поделилась заместитель генерального секретаря Молочной ассоциации КНР Лиу ЛИН.

Характеризуя ситуацию с производством молока в Китае, Лиу Лин привела статистические данные за 2016 год.

Так, общий объем производства молока всех видов в отчетном году составил более 37 млн тонн, из которых коровье — более 36 млн тонн. По этим показателям Поднебесная занимает третье место в мире, имея долю 4,7 % от мирового объема производства молока, и в частности 5,7 % от производства исключительно коровьего молока.

2016-м в Китае насчитывалось 14,25 млн голов коров, не только дойных, но и в стадии развития. Средний удой с одной коровы в год — 6,4 тонны. Но есть и более высокие показатели — свыше 10 тонн, а максимальный показатель — 12 тонн. Было переработано более 29,9 млн тонн молока.

В сравнении к 2011 году, в 2015-м производство приросло на 25 %.

Приведенная статистика собрана с самых крупных 627 перерабатывающих предприятий.

Как отметила Лиу Лин, китайцы в основном потребляют жидкое молоко: свежее молоко и кисломолочные продукты, жидкие йогурты. При этом наблюдается ежегодный рост потребления.

Несмотря на то, что Китай является крупнейшим производителем молочной продукции, страна пока не может собственными силами удовлетворить спрос огромного населения, поэтому объем импорта тоже большой. В 2016 году ввезено более 2 млн тонн молочных продуктов. Рост импорта относительно предыдущего года составил 25,8 %, а к 2011-му — более чем в два раза. В денежном выражении это около 6,4 млрд долларов.

В структуре импорта преобладают жидкое молоко и кисломолочные продукты, жидкие йогурты, сухое молоко, сухая молочная сыворотка и детские молочные смеси. В пятерке основных стран-импортеров — Новая Зеландия, США, Германия, Франция, Австралия.

Китай также экспортирует молочную продукцию. Однако объем поставок на рынки других стран очень незначительный, что объясняется большим спросом внутри страны. В Тайвань и соседние страны также отправляются жидкое и сухое молоко, детские молочные смеси. Последние экспортируются и в Германию.

До сих пор в КНР низкий уровень потребления молока на человека — около 35 кг в год, что составляет 35 % от мирового уровня. Это объясняется менталитетом китайской нации. Исторически китайцы не отдают предпочтения сыру и сливочному маслу. Однако в последние годы отмечается рост потребления и этих продуктов. Цифры пока небольшие, но темп роста высокий.

Рассказывая о государственных мерах стимулирования потребления молока, Лиу Лин подчеркнула, что в Китае, так же, как и в России, есть программа «Школьное молоко», которая охватывает 21 млн школьников. Считается, что молоко — очень важный продукт для детей, так как это источник белка и кальция.

Поскольку китайское правительство заботится о безопасности пищевых продуктов, то от молочной фермы до завода и практически до обеденного стола идет отслеживание качества продукции и безопасности. Чтобы продукт попал на рынок Китая, нужно пройти сертификацию и регистрацию в китайских органах. Многие страны в этом вопросе придерживаются межправительственного санитарного соглашения, и уже его ратифицировали. Ждем подписания и с российской стороной, акцентировала докладчик.

При этом она сказала, что сотрудничество КНР с Российской Федерацией в молочной сфере только начинается, для роста есть очень много возможностей. Предстоит много работы, и это взаимодействие следует усиливать. В 2018 году в рамках Госпрограммы развития Дальнего Востока на основе подписанного Соглашения в России будет создано совместное китайское-российское предприятие по переработке молока.

Пока же нет данных о торговле российскими молочными продуктами на китайском рынке. К слову, импортированное из России мороженое, которое пришлось по вкусу жителям Поднебесной, в этой стране не считается молочным продуктом.

Прогнозы роста потребления молочных продуктов в Китае дают надежду на возможное сотрудничество. В свою очередь, это связано с ростом доходов населения. Особенно заметно набирает обороты популярность молока среди людей молодого возраста. Соответственно для удовлетворения спроса идет прибавка импорта.

«На выставке в Шанхае молочным продуктам отведено почетное место, что является отражением нашей политики открытости рынка импорту для удовлетворения потребностей и разнообразия потребительской корзины населения», — призвала к сотрудничеству Лиу Лин.

Справка «Продукт.by»

До сих пор в КНР низкий уровень потребления молока на человека — около 35 кг в год, что составляет 35 % от мирового уровня. Это объясняется менталитетом китайской нации. Исторически китайцы не отдают предпочтения сыру и сливочному маслу. Однако в последние годы отмечается рост потребления и этих продуктов. Цифры пока небольшие, но темп роста высокий.

Источник: Produkt.by