Мировой рынок меда: первые признаки дефицита

Причина роста цен на мед: сокращение его производства.

В 2009 году на мировом рынке продолжался рост цен на мед, хотя и менее значительный, чем годом ранее. Определенную роль в этом сыграл глобальный финансовый кризис. Однако главная причина роста цен на мед заключалась в сокращении его производства в ряде медовых держав и падении объемов его поставок на мировой рынок, сообщают Крестьянские Ведомости.

По данным Международной организации экспортеров меда (IHEO), в третьем квартале 2009 года на мировом рынке отсутствовали излишки меда. Средняя цена метрической тонны меда (ФОБ) удерживалась на уровне $2471; меда из Аргентины, Мексики, Бразилии, Уругвая и Австрии – $2800; меда из Австралии – $3000. Страны ЕС закупили рекордное количество меда в Китае с момента отмены ограничений на эти закупки в 2005 году.

В целом, 2009 год стал годом перераспределения сил среди основных игроков на мировом рынке меда.

Турция

Если в 2006-2008 гг. производство меда Турции из-за жестокой засухи составляло всего 15 тыс. т, то в 2009 году было собрано 80 тыс. т. Из них почти 20 тыс. т составил сбор пользующегося повышенным спросом в этой стране и за рубежом падевого («соснового») меда. Большой урожай привел к падению закупочных цен на мед и к конфликтам между пчеловодами и компаниями-оптовиками. Руководство Ассоциации медовой индустрии Турции отвергало обвинения в махинациях с ценами на мед, подчеркивая, что низкие закупочные цены на этот продукт определялись ценами мирового рынка.

Стремясь избавиться от посредников в торговле медом, пчеловоды создали сбытовые кооперативы в 17 муниципалитетах и прилагали усилия к объединению их «под крышей» Ассоциации пчеловодов Турции (АПТ). В целях восстановления позиций Турции на рынках меда в Германии, Сирии и Саудовской Аравии, АПТ провела переговоры с компаниями-импортерами этих стран, передает Hurriyet Daily News & Econonomy Review.

Аргентина

Позиции Аргентины на мировом рынке меда в 2009 году продолжили слабеть. Из-за продолжительной засухи сократилось производство и экспорт меда, снизилось его качество, сообщает Tiempo PYNE. В 2005 г. экспорт этого продукта составлял 106 тыс. т, в 2006 г. – 92,2; в 2007 г. – 80,4; в 2008 – 69 тыс. т (данные округлены). В 2009 г. было экспортировано всего 50 тыс. т., хотя в стоимостном отношении экспорт вырос на 8%. Около 7 тыс. чел. – 20% от числа официально зарегистрированных пчеловодов покинули пчеловодный сектор из-за банкротства.

Бразилия

Бразилия экспортировала 26 тыс. т меда – вдвое больше, чем в 2008 г., оставаясь ведущим мировым экспортером органического меда. Одна из причин этого – в том, что бразильские «африканизированные медоносные пчелы» более устойчивы ко многим болезням и паразитам, чем европейские пчелы. Это исключает применение ветеринарных препаратов для лечения пчел и попадание остатков этих препаратов в мед и другие продукты пчеловодства, пишет газета Tribune do Norte.

США

В США из-за неблагоприятных погодных условий, высокой гибели пчел и других негативных факторов был собран рекордно низкий урожай меда. По неофициальным оценкам, он составил около 55 тыс.т. В марте-сентябре 2009 г. соотношение операций с местным и импортным медом на американском рынке выражалось пропорцией 29:71. Ослабление доллара по отношению к другим основным мировым валютам создали дополнительные трудности для американских компаний-импортеров меда.

В 2009 г. практически прекратились прямые закупки меда в Китае. Американские власти продолжили принимать жесткие меры против бизнесменов, участвовавших в незаконных операциях по ввозу в США меда их Китая, в т.ч. под видом продукции третьих стран. В сентябре были осуждены по обвинению в подобных сделках два бизнесмена китайского происхождения. В стадии завершения находится еще одно аналогичное дело.

Канада

В Канаде из-за холодного лета производство меда составило 29,4 тыс. т вместо среднестатистических 34-36 тыс. т. Сократилось производство белых сортов меда. Установившийся паритет между канадским и американским долларами привел к резкому повышению цен на канадский мед в США – главном его покупателе.