Министерский взгляд на ОАЭ и не только

С 26 февраля по 2 марта белорусская правительственная делегация посещала всемирно известный город Дубай в ОАЭ. В частности, там проходила выставка GulFood-2017. Про нее много писали, рассказывали и показывали коллеги. В данной публикации «Продукт.BY» попытается предоставить максимум информации для компаний, предметно думающих о выходе на внешние рынки.

Без сертификации — как без рук

Представители Минсельхозпрода провели переговоры в Министерстве изменения климата и окружающей среды ОАЭ. Это ведомство курирует, в том числе, вопросы сертификации. Принципиально то, что данные вопросы, остро волнующие службы ВЭД белорусских мясоперерабатывающих предприятий, обсуждались напрямую с министром изменения климата и окружающей среды, д-ром Тани аль-Зеюди.

Сегодня можно сказать, что эмиратская сторона проявила заинтересованность в предложениях белорусов. Наших представителей проинформировали о специфике процедур, а также сроках сертификации. В частности, о том, что одним из факторов, которые могут снизить издержки и ускорить процедуру проведения аттестации, является наличие сертификатов ЕС. А стандартная процедура сертификации займет около пяти месяцев.

Подводя итоги этого смыслового блока, можно сказать следующее: представители Министерства изменения климата и окружающей среды пообещали в максимальные сроки прислать в Беларусь инспекторов для проведения всех необходимые процедур по сертификации. Если наша продукция будет аттестована на рынке ОАЭ, это даст возможность для работы с остальными странами Персидского залива. Ведь ОАЭ — безусловный лидер, своеобразный маяк для данного региона. Кроме того, активизировалась работа над получением сертификата «Халяль» со стороны ряда белорусских мясоперерабатывающих предприятий. Если все эти факторы сработают, до конца года первые поставки мяса в ОАЭ могут быть осуществлены.

Выставка GulFood-2017 — как мощный бизнес-инструмент

В этом материале особое внимание мы хотим уделить Международной выставке продовольствия и гостеприимства GulFood-2017 в целом и Национальной экспозиции Республики Беларусь — особенно. Для начала напомним: GulFood входит в тройку крупнейших мировых продовольственных форумов, является ключевым событием пищевой отрасли в ближневосточном регионе. На сей раз в работе выставки приняли участие около 5000 экспонентов из 120 стран мира, а посетили ее более 90 тыс. человек из 160 стран (региональные импортеры, оптовики и профессиональные покупатели).

Отметим, что на коллективной белорусской экспозиции в рамках GulFood-2017 были представлены четырнадцать отечественных производителей. Речь идет о Глубокском молочном, Рогачевском молочноконсервном, Лидском молочноконсервном и Молодечненском молочном комбинатах. А также об ОАО «Молочный Мир» и ОАО «Щучинский маслосырзавод». Кроме того, стоит отметить таких, не нуждающихся в представлении участников, как ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», ОАО «Савушкин продукт»…

По итогам участия в выставке белорусские предприятиям мясо-молочной отрасли достигли ряда бизнес-договоренностей. В данном материале мы публикуем лишь четыре кратких результативных отчета. Разумеется, отдача от участия наших предприятий в выставке была гораздо больше. Итак.

1. ОАО «Молодечненский молочный комбинат»

* Подписан международный контракт с торговой компанией в г. Дубай на 200 тыс. долларов.

* Компании из Сирии  переданы образцы сухого молока.

2. ОАО «Молочный Мир»

* Подписан контракт с Surxon Agroexport по поставке в Узбекистан 67 тонн сухой сыворотки.

* Ведутся переговоры по цене и условиям поставки с тайваньской компанией по поставке 23 тонн сладкосливочного масла жирностью 82,5 %.

* Ведутся переговоры с крупными продуктовыми компаниями из ОАЭ по поставке в Дубай мороженого и сладкосливочного масла жирностью 82,5 %, с NG Group (Ливан) — по поставке сыра.

3. ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»

* Заключены контракты с предприятиями ОАЭ на поставку: сухого молока м. д. ж. 25 % (в мешках по25 кг), сгущенного цельного молока с сахаром м. д. ж. 8,5 % (в жестяных банках).

4. ОАО «Щучинский маслосырзавод»

* Компании FSL (ОАЭ) переданы образцы сухого молока и сливочного масла. Проводятся испытания в специализированной лаборатории г. Дубай.

* Группе компаний из Японии переданы образцы сухого молока и необходимая документация.

* С группой компаний Nasrallah (Ливан) ведутся переговоры по расчету логистики и ценам на поставку полутвердых сыров для экспорта в ОАЭ.

* С компанией из Ирана ведутся переговоры по цене на поставку концентрата сывороточного белка — опять же в ОАЭ.

Что можно успеть за день

Кроме того, по приглашению Торгово-промышленной палаты Дубая белорусская делегация участвовала в Евразийском экспортном брифинге пищевой продукции Eurasia Food Export Briefing и в контактно-кооперационной бирже.

Начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов выступил там с презентацией экспортного и инвестиционного потенциала Республики Беларусь в сфере сельского хозяйства и продовольствия. В ходе своего выступления он подчеркнул: Беларусь может стать надежным партнером для арабских инвесторов и покупателей пищевой продукции.

Параллельно, во время проведения контактно-кооперационной биржи, белорусскими предприятиями было осуществлено более тридцати деловых встреч с представителями бизнес-кругов ОАЭ, Саудовской Аравии, Омана, Кувейта, Йемена, Нигерии и других стран.

Оборона и продовольственная безопасность в ОАЭ — синонимы?

Примечателен тот факт, что Государственный министр обороны в ОАЭ Мухаммед аль-Боварди является также Председателем совета директоров Центра продовольственной безопасности. В ходе встречи с ним и 15 крупнейшими инвесторами из Объединенных Арабских Эмиратов белорусские представители выступили с презентацией возможностей развития совместных проектов в сфере сельскохозяйственной кооперации. А также выразили обоснованную заинтересованность в привлечении эмиратских инвестиций в Республику Беларусь.

Инвесторы из ОАЭ, чье личное состояние зачастую не поддается логическому осмыслению, получили приглашение посетить нашу страну с целью ознакомления с достижениями Республики Беларусь в сфере агропромышленного комплекса. Самое удобное место и время для такой демонстрации — выставка «Белагро-2017».

Приглашение было принято.

Ценовые и иные выводы

С точки зрения экономики в чистом виде, данный визит показал: белорусским производителям готовой продукции и переработчикам сырья стоит обратить внимание на следующие моменты.

1. Наиболее привлекательными товарными позиции для данного региона (стран Персидского залива) являются твердые сыры, сухое молоко, сгущенное молоко, сливочное масло, говядина и мясо птицы.

2. В то же время тут есть много нюансов, в первую очередь связанных с ценой. Да, рынок мяса птицы в целом и спрос на куриную продукцию в тех же ОАЭ огромны. Основными поставщиками являются Бразилия, Турция и Саудовская Аравия, предлагающие тушку цыпленка-бройлера, разделку и полуфабрикаты по конкурентным ценам, вызывающим у белорусских производителей больше вопросов, чем ответов.

Кроме того, для выхода на рынок ОАЭ продукт должен полностью отвечать предъявляемым к нему требованиям, начиная от размеров выращиваемой птицы, соответствия стандартам «Халяль» и заканчивая упаковкой.

3. Основными производителями молочной продукции для ОАЭ являются страны-экспортеры: Польша, Литва, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина, Канада, Украина, Италия, Франция. Молочные консервы на рынке ОАЭ представлены Россией, Украиной, а также местными производителями.

Неприятно удивило то, что местные производители сыров активно используют в производстве пальмовое масло (доля доходит до 40%) — для удешевления продукции и обеспечения малоимущих слоев населения.

О специфике цифр и цен при работе на рынке ОАЭ можно также прочитать в другом материале этого номера – «Арабская грамота для белорусского производителя».

  1. PS. Благодарим начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея Богданова за помощь в подготовке публикации.