МАРТ-2017. Что мы знаем и не знаем о нем?

8 сентября исполнился год обновленному Министерству торговли, в 2016 году ставшему Министерством антимонопольного регулирования и торговли с «весенней аббревиатурой» — МАРТ. Примерно в эти же сроки (30 августа) исполнилось пять лет с момента создания другой важной структуры — Ассоциации розничных сетей Беларуси. На стыке этих событий, 7 сентября, прошла встреча руководства МАРТ с топ-представителями ассоциации.

По итогам общения у нас получился своеобразный блочный репортаж, поднимающий ряд актуальных вопросов для розницы и всей отечественной экономики. А самое главное — наглядно иллюстрирующий и демонстрирующий новую концепцию работы наиболее обновленного министерства страны.

Кардинальная реорганизация Министерства торговли, и что она означает

Важно подчеркнуть следующее. Формат созданного год назад Министерства антимонопольного регулирования и торговли был полностью изменен.

Прежде всего, министерство сознательно ушло от регулирования розницы и опта в том виде, как это было еще совсем недавно. Кроме того, в коммунальную собственность оно год назад передало все подведомственные предприятия. На его балансе фактически остались только биржа, где осуществляются госзакупки и биржевые торги, а также журнал «Гермес».

Как прошел «год реформ»

Министерство отработало в своеобразном тестовом режиме, фактически объединив Департамент ценовой политики Минэкономики, органы антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома, а также старую структуру Минторга.

Сегодня под его началом работают территориальные органы — главные управления МАРТ по областям и Минску, которые подчиняются центральному аппарату. Изначально cтояла задача добиться единоначалия при принятии решений в рамках, связанных с конкурентным правом и антимонопольным законодательством.

А с 1 сентября 2017 МАРТ претерпел очередную трансформацию — кардинально изменилась структура министерства. Теперь она построена по отраслевому принципу. На эту тему поговорим в следующем информационном блоке.

Кадровый вопрос

С 1 сентября 2017 года аппарат министерства был сокращен на 69 штатных единиц, но в то же время были приняты на работу 105 выпускников вузов. МАРТ, будучи «молодым» министерством, большое внимание уделяет профессиональной подготовке специалистов. За год 56 человек прошли стажировку в Москве — в ФАС России.

Плюс в Белорусском государственном экономическом университете открыта новая специальность «Экономическое и антимонопольное регулирование». В магистратуру на нее поступили 13 сотрудников.

Об основных направлениях, которые сегодня курирует МАРТ, можно судить по работающим в его нынешней системе управлениям и отделам:
* управление торговли, промышленности и агропромышленного комплекса;
* управление государственных закупок;
* управление социальной сферы и услуг;
* управление защиты прав потребителя и контроля за рекламой;
* управление топливно-энергетического комплекса, нефтехимии и жилищно-коммунального хозяйства;
* управление транспорта, связи и информационных технологий;
* аналитическое управление;
* управление методологии антимонопольного регулирования, конкуренции и ценообразования;
* управление международного сотрудничества и применения нетарифных мер регулирования;
* отдел строительства и природных ресурсов;
* отдел координации контрольной деятельности.

Роль в либерализации

В общем контексте можно особо отметить инициированный министерством Указ о торговле в малых городах (подписан 22 сентября президентом в формате Указа № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»). Идея данного законодательного акта изначально состояла в том, чтобы «сработать» по аналогии с агроэкотуризмом.

Документ, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает возможность установления на отдельных территориях особого режима налогообложения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6 % и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере одной базовой величины в месяц…

Подход к ценообразованию

Представители розничных сетей в последнее время сетуют на то, что отечественные поставщики необоснованно поднимают цены на свою продукцию. Притом сами же поставщики (с точки зрения торговли) обижаются на дискриминацию ритейла, когда проигрывают конкуренцию и не попадают на полки. В итоге — жалобы, конфликты, тяжбы.

Разбираясь публично в этом вопросе, представители МАРТ обратили внимание на принципиальный момент: цены в Беларуси сегодня определяются с учетом конъюнктуры рынка. И при равном, справедливом, честном подходе ритейлер может применять рыночную силу в отношении поставщика, неконкурентного по цене. (Хотя поставщик обладает теми же правами в отношении торговли, если та нарушила его права или действующий Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания».)

В то же время министерство напрямую регулирует цены (тарифы) субъектов так называемых естественных монополий и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (более 35 % от общей доли рынка).

О монополистах и псевдомонополистах

Всего в Беларуси официально зафиксированы порядка 650 «доминантов», из них 209 — на республиканском уровне. Для каждого субъекта установлен свой способ ценового регулирования (например, декларирование цен, предельный норматив рентабельности, установление предельных цен и т. д.).

Вторая большая группа — субъекты естественных монополий. В их число входят поставщики газа, тепла и электричества, говоря по-простому. Их деятельность регулируется тарифами. В список входят 195 предприятий.

Для того чтобы поддерживать реестры субъектов естественных монополий и «доминантов» в актуальном состоянии, МАРТ на постоянной основе проводит анализ товарных рынков. За прошедший год их было проанализировано, к примеру, 87.

О ситуации с птицеводами

Известно, что в МАРТ не так давно обращались представители отечественного Союза птицеводов, сигнализировавшие: из-за действий сетей на грани остановки оказываются птицефабрики. В итоге птицеводы требовали увеличения закупочных цен на то же яйцо. Чем закончилась история? Победой закона, как бы пафосно это ни звучало.

По мнению МАРТ, торговые сети являются тем механизмом, который вынуждает поставщиков снижать себестоимость своей продукции. А 1‑я Минская птицефабрика, к примеру, за один год увеличила себестоимость на 16 %.

Когда была проанализирована работа ряда отечественных птицефабрик в разрезе закупки кормов (составляют до 75 % в себестоимости продукции), то выяснилась интересная ситуация. В 38 случаях из 40 корма закупались у одного и того же поставщика, без проведения соответствующих процедур и проч.

Чтобы впредь избежать таких ситуаций, МАРТ стремится поскорее внедрить практический опыт Российской Федерации. В России предприятия с долей госсобственности все свои «закупочные процедуры» проводят так же, как при закупке с использованием бюджетных средств. При таком подходе, по мнению представителей министерства, появится возможность повлиять на цены так, чтобы порадовать конечного потребителя в Беларуси — с применением рыночных методов.

О торговых премиях, которые сети получают от поставщиков

Как показали результаты проводимого МАРТ расследования, торговые премии, исходя из объемов реализации, выплачиваются в основном за импортные товары. Отечественные производители редко применяют практику премирования розничных сетей.

Если быть точными, предприятия, подведомственные Минсельхозпроду, в 2017 году уплатили 0,007 % от объема поставки. Это — абсолютно несущественный показатель.

Мы — не Министерство торговли в прежнем понимании

Об этом представители МАРТ прямо и косвенно не устают говорить общественности, отстаивая свою позицию на самых разных уровнях. «Мы готовы подключаться, если налицо — чрезвычайная ситуация, — комментируют свое видение ситуации в министерстве. — Многие хорошо помнят весну и лето 2011 года, когда из-за девальвации национальной валюты вымывались сахар, гречка, растительное масло и прочее, склады и полки стремительно пустели, товары вывозились за пределы страны. Тогда в самом деле требовалось наше вмешательство.

А в нынешних условиях… Белорусским поставщикам и производителям приходится больше и активнее думать самим, чтобы их поставки были интересны не столько даже отечественной торговле, сколько конечному потребителю».

Такой бизнес-сценарий требует абсолютно иного управленческого подхода.

«Наша основная задача — способствовать созданию понятных, честных и прозрачных условий работы на рынке для всех субъектов, независимо от формы собственности», — подчеркивают специалисты МАРТ на самых разных уровнях.

Иными словами — речь идет о развитии и защите конкуренции во всех отраслях отечественной экономики.

P. S. Такова в весьма общих чертах позиция реформированного МАРТ.

Источник: Produkt.by