Летний градус торговли

В канун празднования Дня работников торговли мне захотелось сделать то, чем уже давно не занимался. Субъективно показать, чем реально торговля дышала и жила в последние пару месяцев. Получились такие разрозненные на первый взгляд блоки, из которых каждый может соорудить в своем сознании то, что считает возможным и разрешенным. Александр НОВИКОВ

Авторитетное мнение

Во время заседания Брестского облисполкома губернатор Константин Сумар сделал довольно важное заявление. Он объявил, что одним из условий для открытия крупных сетевых магазинов в регионе должны быть программы лояльности, рассчитанные на социально незащищенную категорию населения. Сумар также высказал сомнение в необходимости дальнейшего наращивания торговых площадей и квадратных метров на человека любым путем. «Важно не количество, а качество — то, насколько эффективно используются эти площади. Выручка, полученная с квадратного метра, — вот главный показатель работы субъекта торговли», — подчеркнул председатель облисполкома.

На фоне таких высказываний программа, рассчитанная на появление в Минске до конца 2015 года 62 торгово-развлекательных центров, вызывает особенно много вопросов. «Кто там будет работать? Кто станет там покупать? Что туда сможет предложить белорусский производитель? И зачем все это нужно?» — самые простые.

Со своей стороны Сумар показал, что понимание проблемы у властей в регионах есть: «Местные органы власти должны регулировать развитие сетевой торговли. При этом нужно избирательно подходить при подборе инвестора, учитывать его финансовую состоятельность и деловую репутацию», — рубанул уж и вовсе с плеча он.

Минторгу все должно быть подвластно

За последние месяцы функции Министерства торговли были значительно расширены. В принципе, это логично. При сложившемся положении вещей Министерство можно было либо расформировать (присоединить к кому-то), либо наделить дополнительными полномочиями и сделать в чем-то незаменимым. Пока государство решило задействовать второй сценарий. Поле для работы расширилось, хотя стратегически мало что изменилось.

На последней коллегии Минторга, допустим, его руководители заявили о необходимости активнее работать с обществами защиты прав потребителей и шире информировать население о защите их прав. В частности, была поднята такая важная проблема, как нарушение прав потребителей интернет-магазинов. Сказано — сделано. И уже с 16 июня вступило в силу постановление Совета Министров Беларуси, которое расширило случаи обязательного использования кассового оборудования. В их число попала как раз торговля в интернет-магазинах. Повод был.

Их число в Беларуси постоянно растет — только за пять месяцев 2013 года количество увеличилось аж на 442. Правда, в общем товарообороте они вряд ли занимают более чем 1–2 %.

Огурчики и помидорчики

На заседании Президиума Совета Министров 4 июня прозвучали интересные цифры: в первом квартале импорт томатов и огурцов увеличился в два с лишним раза. Наши максимальные розничные цены, к примеру, на огурцы выше, чем в Украине, на 44 % и на 47 % — чем в Польше. А так называемые зеленные культуры белорусу, как выяснилось, обходятся дороже от 32 до 82 %! Министр торговли Валентин Чеканов при этом был уверен, что дело не в торговой надбавке.

Остались от всех этих дискуссий сплошные вопросы: «Кто тогда «задирает» цены?».

Мы здесь можем прикрыться авторитетным мнением премьер-министра Михаила Мясниковича, который раскритиковал Минторг и Минсельхозпрод, Белкоопсоюз, а также облисполкомы и Мингорисполком, признав их работу в решении данных проблем бессистемной и недостаточной. Цитата есть подходящая: «Особое внимание отечественные производители должны уделить повышению конкурентоспособности этой продукции по ценовому фактору».

А дальше-то что? По ночам в районе Ждановичей и Комаровки (известные всем точки) идет бессистемная закупка овощей и фруктов по «очень смешным ценам». А дальше эта продукция оказывается на прилавках наших крупнейших рынков. По ценам минимум раза в два выше закупочных. Вот так, «на 10 %, все и живут». И песня эта — стара как мир.

«В каждом магазине должен лежать белорусский продукт: от салфеток до мяса и молока» Данное высказывание принадлежит А. Лукашенко и в комментариях не нуждается. На рабочем совещании Президент тепло обратился к чиновникам и косвенно — к торговле: «Не дай бог кто-то из контрольных органов зайдет в магазин и там не будет белорусского — пеняйте сами на себя».

Борьба с импортом — одна из главных задач, поставленных перед нашей экономикой. Как она решается — дело уже другое. И рассуждать на такую масштабную тему мне как-то даже неудобно.

Посмотрим, как на такое серьезное ЦУ прореагируют сетевые структуры с серьезной долей иностранного капитала за плечами. Они особо заинтересованы в реализации белорусских салфеток…

Стоит отметить, что по последним статистическим данным, доля продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли составила и так 71,5 %. А на пищевые продукты, напитки и табачные изделия пришлись все 82,8 %.

Кондитерский фронт

В нынешнем году нам доводилось не раз писать о том, что кондитерская отрасль вынуждена заинтересовывать торговлю в своей натуральной продукции — с одной стороны, и бороться с дешевым украинским импортом — с другой. «Глубинная причина проблем (и это касается не только кондитерских изделий) состоит в том, что себестоимость производства аналогичной продукции в других странах ниже», — сказал на эту тему член правления Гильдии маркетологов Анатолий Акантинов.

Но жить как-то нужно уже сегодня. И вот фуры с продукцией Roshen волшебным образом разворачивались с белорусско-украинской границы. Наши госорганы тихонько внедряли другие защитные меры. Рынок отдавать нельзя? Нельзя. Точка.

Эксперты украинского рынка «кондитерки» заявляли, что таких крутых мер у себя в стране не упомнят. Мол, на уровне регионов в свое время меры по ограничению импорта использовались. Однако до поручений типа обеспечить долю отечественной продукции до 85 % в продажах у них дело не доходило. Стоит сказать, что в России, с которой у нас единое экономическое пространство, подобные меры защиты от импорта официально также не применяются. Говорят, что в Смоленске оптовые цены на украинскую «кондитерку» на 30 % ниже… И, закрывая прямые продажи из Украины, мы активно поддерживаем российских дилеров Roshen.

Чтобы помнили

19 июля умерла Жанна Гринюк. Эта новость стала какой-то бомбой для людей, которые хоть немного ее знали. Трудно говорить после того, что уже написали и сказали вполне себе авторитетные издания и люди о ней. Про сделанный с нуля конкурс «Бренд года», и про то, что Жанна сама стала брендом, и что может ей быть лучшим памятником и т. д. Все это правильно.

Если есть возможность сказать что-то лично от себя, то и скажу. Объективно она слишком вписывалась в формулу Достоевского: «Широк человек, я бы сузил». Жанна обладала какой-то невероятной эрудицией, энергией, интересом к новым людям и идеям.

А лично для меня она останется обаятельной женщиной, с прекрасно выстроенной речью, умением четко формулировать все свои мысли и рекомендации, отсутствием сентиментальности. Когда у меня не получался года 4 назад один журнальный проект и я пытался его реанимировать с помощью советов «мэтра» Гринюк, она, глядя в глаза, сказала: «У вас все как-то литературно выходит. Мило, но не то… Нужна маркетинговая жилка. Без нее проекта не будет». Все в итоге так и получилось, как предсказывала Жанна. Говорила, улыбалась, рассказывала о старшем сыне, который привел в дом невестку, и как ей это интересно все переживать и ощущать себя в роли свекрови и в то же время возиться с младшим, которому тогда было 5 лет.

Очень жалко и трагично, что осиротела ее семья, не получат возможности для общения близкие, друзья и коллеги, что люди у нас в самом расцвете вдруг берут и тихо так уходят от онкологических заболеваний… Несмотря на лучащихся оптимизмом чиновников от медицины.