Латвия: новости конфетостроения

Когда в трудные времена открывается производство, это кажется необычным. Но только со стороны.

Как сообщает Chas-daily.com, вкладывая в новое дело немалые средства, предприниматель имеет точный расчет. А в данном случае еще и подкрепляет его решительным заявлением: «Лучше всего заходить на рынок именно в период кризиса!» Почему и как? Послушаем члена правления фирмы Elohim Gibur Илиана Петрова. От кризиса сладкоежек меньше не становится, считают в этой фирме.

От торговли – к производству

– Наша головная фирма Ilva Plus уже 11 лет занимается продажей подобной продукции. Шоколад – очень капризный продукт, требующий строгого соблюдения технологических норм. Однако собственное производство дает стабильность в плане конкуренции. Оборудование выбирали долго. На выставках смотрели немецкие, китайские линии. Остановились на итальянской почти за миллион евро – она наиболее вынослива и приспособлена к разным неожиданностям вроде бракованного сырья или перепадов напряжения. Следующие 8 месяцев ушли на отработку рецептур и дизайна изделий. Это непростое дело. Взять хотя бы упаковку: в разных странах покупатели по-разному реагируют на ее цвет. В Литве любят синий, в Латвии предпочитают красный, поэтому у нас преобладают теплые тона.

Сейчас на нашей линии производятся пять видов конфет марки Prema, разработанных с таким расчетом, чтобы они понравились покупателям не только в Латвии, но и в Литве, Эстонии, Польше. Но в первую очередь – в России: рынок там более емкий, чем в других странах Европы. Экспорт является для нас приоритетом. В будущем его объем предстоит увеличить – как и ассортимент изделий, доведя количество наименований до 10- 15 позиций.

На текущий момент мы выпускаем 8 тонн шоколадных изделий в месяц. Объем их продаж растет. Предельная мощность линии – 100 тонн шоколада и плюс к этому еще 60 тонн конфет в течение месяца. В обозримом будущем хотелось бы ежемесячно выпускать 20- 30 тонн конфет и до 40 тонн плиточного шоколада и некоторое время поработать с таким объемом, большая часть которого – свыше 50% – уходила бы на экспорт. Он оплачивается в твердой валюте, которую мы принимаем, не опасаясь за большие колебания ее курса.

Шоколад для поросят

Самые затратные статьи для шоколадного производства – это покупка сырья, подбор ингредиентов, дизайн изделий, упаковка. На них приходится до 70% всех расходов. Шоколад нельзя замесить в стакане или кастрюльке, он должен пройти полный технологический процесс. А минимальный полноценный замес, который мы можем изготовить на нашей машине, – 250 кг.

Когда ты покупаешь новое сырье, то только на выходе виден результат. И поначалу часто случалось, что эти пробные 250 кг шли прямо в отходы – на свиноферму. За то время, что линия находится в производстве, убытки по этой статье составили почти 80 тысяч латов. Но мы были к этому готовы. Эти расходы были заранее запланированы головной фирмой как инвестиции в новое производство. Стоимость сырья, ингредиентов, дизайна, этикеток, упаковки в квадратной степени зависит от объема продукции. А цена такого стратегического продукта, как необходимое в нашем производстве какао, – еще от тенденций на мировой бирже: оптовые цены на него могут меняться чуть ли не вдвое. Так что по сравнению с этими затратами расходы на аренду помещений, энергию и даже выплату кредитов – относительная мелочь.

Кстати, об аренде. Намерение обзавестись собственным участком есть. Но надо подождать, пока цены на землю и на строительство придут в норму. Еще в прошлом – позапрошлом году они были просто безумные, на уровне суммы в 200 тысяч латов, так что если бы взяли кредит, пришлось бы рассчитывать на полмиллиона. Сколько лет ушло бы, пока эти расходы окупились, предсказать трудно. Поэтому в настоящее время аренда выгоднее, тем более что на нее сейчас пошли скидки, что тоже отразилось на цене продукции.

Когда мы открывали производство, Swedbank предупреждал нас, что надвигаются трудные времена. Однако, изучив наше финансовое положение и саму идею, денег дал. Кредит предстоит выплачивать еще не один год, но без него мы бы не смогли начать новое дело.

У магазина своя логика

На внутреннем рынке мы не ставим целью «поставить кого-то на колени»: если есть потребность в наших продуктах, они займут свое место в своей ценовой категории. Определить ее можно примерно так: в целом несколько дешевле изделий крупнейшего латвийского производителя и немного дороже, чем похожие продукты из соседних стран. Понизить цены нам помогло бы использование химических добавок, но пока применять их не хочется.

Хотя от конкуренции в Латвии мы стараемся уходить, сталкиваться с ней все равно приходится. Раньше приходишь в магазин с польской продукцией – заведующая говорит: это же импорт, он должен быть дешевле местного товара. Теперь приходишь с собственными изделиями – нам говорят: это же не Польша, товар должен быть дешевле польского. В чем логика? В том, чтобы сбить цену.

А логика производителя в том, чтобы его изделия как можно лучше продавались. Мы – новый латвийский производитель, и наша торговая марка Prema – новость для латвийских потребителей. Кто-то покупает наши конфеты из любопытства, кому-то они понравятся и их берут повторно: вкус – дело индивидуальное. А дизайн у нас универсален: он рассчитан не только на весовую продажу, но и приспособлен для реализации конфет в коробках, которая вскоре начнется.

По части реализации мы хорошо сотрудничаем с небольшими торговыми точками. Из больших сетей к нам положительно отнеслись в IKI, с остальными ведутся переговоры, причем не всегда простые – у сетей очень много самых разнообразных запросов.

Все преодолимо

Давным-давно авторитетные экономисты говорили, что заходить на рынок лучше всего в период кризиса. Только кризис покажет, насколько твой продукт конкурентоспособен и насколько твой бизнес устойчив. Если ты появился на рынке в кризис и выжил, то в дальнейшем можешь не беспокоиться о своем будущем. Все покажет ближайшая зима. С одной стороны, это сезон шоколадных изделий; с другой стороны, зима – удар по кошельку: отопление, другие дополнительные расходы – у людей становится меньше денег, чтобы чем-то себя побаловать.

Это избитая истина, но что поделаешь: высокие налоги означают более низкую конкурентоспособность по сравнению с производителями из других стран. К примеру, украинская продукция появляется иногда по такой цене, что, кажется, у нас на эти деньги можно не то что конфеты, а только пустые фантики купить! Почему так происходит, сказать трудно. Из-за больших объемов украинского производства, из-за более низких налогов, из-за дотаций, связанных с потреблением определенных видов сырья.

С нашей точки зрения, с наступлением кризиса было бы неверно начинать со всевозможных сокращений (персонала, ассортимента, объемов продаж): в конечном счете это приводит к банкротству. В кризис надо не сокращаться, а стараться развиваться. Магазины можно заинтересовать только ассортиментом, качеством сервиса, культурой обслуживания – вот те киты, на которых стоит и будет развиваться наш бизнес. Ведь латвийскому рынку услуг не хватает именно хорошего сервиса.