Круглый стол с оптовыми компаниями

Эта секция стала центральным событием форума, приковав к себе внимание большей части гостей. Модератором обсуждения проблем освоения новых рынков сбыта выступил начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов. А демократичный формат дискуссии позволил всем желающим задать волновавшие их вопросы и высказать свою точку зрения.

 

Алексей БОГДАНОВ, начальник Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь:

«Мы постоянно думаем об этом... Что же будет после отмены эмбарго? На уровне государственных органов конкретного плана нет. По оценкам экспертов, это будет маркетинговая война. Придут немецкие, голландские компании с более сильными ресурсами, голодные до российского рынка. Они будут вкладывать огромные средства в маркетинг, демпинговать. Мы это все предвидим и информируем об этом наши предприятия. Мы связаны договором об ЕЭК и не можем принять никаких специальных мер по защите собственного рынка. Поэтому необходимо готовиться к такой ситуации на уровне производителей: выходить с готовым продуктом прямо на полку, работать с сетями, развивать брендинг и нейминг, продвигаться, использовать различные маркетинговые инструменты».

Юрий ШЕВЧУК, руководитель молочного бизнеса в странах СНГ компании «Олам Интернешнл» (Сингапур):

«О диверсификации экспорта можно говорить, а можно действовать. Если мы хотим занять, скажем, 20 % рынка страны по сухому молоку, то мы отменяем все индикативы для экспорта в дальнее зарубежье и продаем продукцию по рыночным ценам. В Беларуси сегодня индикатив по сухому молоку для российского рынка составляет 2,6 тысячи долларов за тонну, а мир не готов платить за белорусское сухое молоко дороже 1,3 тысячи долларов на франко-складе. Готовы ли белорусское правительство, Министерство сельского хозяйства и продовольствия идти на такое уменьшение цены, чтобы действительно начать отправлять объемы на дальнее зарубежье, диверсифицировать экспорт на самом деле, а не на словах?»

Владимир ПОПЕНЯ, директор ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат»:

«Многие белорусские производители сталкиваются с фальсификацией своей продукции. Берёзовский сыродельный комбинат и почти все наши заводы не делают сыров с добавлением растительных масел. Но такие продукты начинают выявляться в России. В продукте почти 90 % пальмового масла и на этикетке указан Берёзовский сыродельный комбинат. Чтобы доказать, что это не наш сыр, пришлось потратить много времени. Механизма борьбы с такой ситуацией у нас почти нет. Затем возникли проблемы по содержанию консервантов в сыре. Мы одну и ту же головку сыра отвезли в четыре разные лаборатории и в каждой получили разный результат, который отличается не на 10–20 %, а в два раза».

Александр ШВЕДОВ, заместитель начальника управления торгов сельхозпродукцией Белорусской универсальной товарной биржи:

«Биржа — рыночный механизм, мы на стороне свободных цен. Производитель приходит к нам на электронную торговую площадку и выставляет сухое обезжиренное молоко, сливочное масло, сыры, сухую сыворотку. Приведу пример: когда мы перешли на свободные цены по казеину, это дало определенный положительный эффект. Биржа отражает ситуацию на рынке. Могу согласиться, что цену нужно регулировать, если на рынке происходит обвал. Но когда идет рост производства молока и продуктов его переработки, можно работать в русле свободных цен, надо продавать с помощью биржевых торгов».