"Криница": государству не справиться с долгами и конкурентами

Приемлемых варианты, способные разрешить целый ворох проблем этого предприятия.

Как сообщает Агентство политической экспертизы BISS, неудача в прошлом году с конкурсом по привлечению внешнего управляющего менеджера для крупнейшего пивоваренного предприятия страны – ОАО "Криница" – не снимает для властей поисков новых путей для развития этого производства. Появление достойной управляющей структуры или же сразу – продажа контрольного пакета стратегическому инвестору – два наиболее приемлемых варианта для того, чтобы попытаться разрешить целый ворох проблем этого предприятия.

Первая по объемам

Поверхностно сегодняшнее положение дел на ОАО "Криница" выглядит даже в некоторой степени оптимистично. При том, что в прошлом году в целом производство пива в Беларуси сократилось на 5% (по данным концерна "Белгоспищепром" – 33,7 млн дал), "Криница" выросла на 4,8 процентных пункта. По итогам 2009 года ее доля в общем производстве пива на местном рынке увеличилась до 43,2%. И это хороший результат на фоне показателей ее соседей по "большой пивной шестерке" белорусского рынка. Второй по величине местный производитель "Пивзавод "Оливария" вырос всего на 0,5% (доля в общем производстве 18,9%), третий – "Лидское пиво" – на 0,8% (14%). "Сябар", наоборот, упал на 0,7%, его доля в "отечественной массе" снизилась до 12,5%. Также сократили по сравнению с 2008 годом объемы производства "Брестское пиво" (на 0,3% до 7,5% в общем объеме выпуска пива) и много простаивавшее из-за реконструкции ОАО "Речицапиво" (на 4,6% до 2,8%).

И первая по долгам

Между тем если за основу брать данные Министерства финансов Беларуси по деятельности белорусских ОАО в прошлом году, то очевидно, что у "Криницы" очень непростое финансовое положение. Крупнейший производитель пива в стране по итогам 3 квартала 2009 года не вошел в число 50 самых прибыльных белорусских ОАО. Более того, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года прибыль ОАО "Криница", несмотря на рост объемов производства и даже реализации, сократилась в 2,7 раза – с 20 817 млн рублей до 7 703 млн рублей. Для сравнения: "Лидское пиво" по итогам 3 квартала 2009 года стало 23-м по прибыльности учитываемым статистикой Минфина белорусским ОАО (объем вырос с 12 922 млн рублей до 21 819 млн рублей), "Оливария" – 40-м (с 6290 млн до 12 416 млн рублей). Объем прибыли, полученной "Брестским пивом" в рассматриваемый период, вполне сопоставим с "Криницей" – 5,634 млн рублей, он уменьшился по сравнению с 3 кварталами 2008 года на 208 млн рублей.

Проблемность нынешнего финансового положения крупнейшего белорусского пивного производителя явствует и из данных, прилагавшихся к объявлению о конкурсе по привлечению внешнего менеджера на завод. В этом документе, который был опубликован в начале июня 2009 года, одной из первоочередных задач для потенциального управляющего ОАО "Криница" стало обеспечение "доходного уровня работы ОАО (с учетом выплаты налогов и выполнения обязательств перед кредиторами), обеспечивающего погашение долговых обязательств по инвестиционным кредитам. В объявлении был дан полный перечень (на тот момент) долгов общества: на 1 мая 2009 года задолженность "Криницы" составляла 161,2 млрд рублей. В том числе компания задолжала по кредитам 118,5 млрд рублей, по платежам в бюджет 19,1 млрд рублей. При этом дебиторская задолженность завода была равна всего 34 млрд рублей.

Поэтому актуальной задачей для владельца "Криницы" в лице государства является реструктуризация задолженности при общем повышении экономической эффективности компании, контролирующей около 30% всего объема продаж пива. Уход с предприятия ее бывшего внешнего управляющего – ОАО "Приорбанк" – породил не только долговые обязательства, возникшие в ходе первичной модернизации и наращивания мощностей (они и сейчас недозагружены примерно на 35%), но и необходимость внедрения современных технологий во многих сферах. Собственно говоря, эти требования были изложены в конкурсной документации. Это и обеспечение увеличения производительности труда, это и достижения мирового уровня качества продукции, это и внедрение ноу-хау в продажах, маркетинге и дистрибуции.

Слишком дорогой актив

На фоне результатов, которые демонстрируют основные белорусские конкуренты "Криницы" после их приватизации (Heineken стал владельцем "Сябра" и "Речицапиво", BBH – "Оливарии", Olvi – "Лидского пива"), даже самым ярым скептикам в верхах стало очевидно, что без приватизации завода не обойтись, чтобы сохранить его и вернуть при этом вложенные государственные средства. Переговоры об условиях продажи велись со всеми перечисленными выше компаниями начиная с 2008 года, а также в начале 2009 года с топ-менеджерами пока не имеющей активов в Беларуси SABMiller.

Надо полагать, что камнем преткновения стала все-таки цена, по которой стороны так и не смогли сойтись в едином мнении. С одной стороны – приобретение "Криницы" одной из трех компаний, уже купившей заводы в Беларуси, означает превращение этого инвестора в фактического монополиста. С белорусской точки зрения это может стоить дополнительных бонусов к стоимости "Криницы". Но с точки зрения значения белорусского рынка для Heineken и BBH это практически ничего не стоит (особенно с учетом выплаты долгов). Тем более что решать вопросы увеличения своей доли на белорусском рынке эти компании могут с помощью импорта продукции с российских и украинских заводов. Это, собственно говоря, они и делают сегодня. "Балтика", являющаяся частью BBH, является главным импортером пива в Беларуси. С прошлого года местный Heineken в ожидании раскрутки своих белорусских производств начал наращивать ввоз продукции из России. В итоге в 2009 году импорт пива вырос на 10,1% и составил чуть ли не треть всего объема потребления пива в Беларуси – 13,6 млн дал.

SABMiller, надо полагать, учел все имеющие обстоятельства и тоже не согласился на предложенную цену. В этой ситуации власти попробовали найти выход – передать "Криницу" внешнему управляющему, чтобы тот благодаря очистке от долгов и повышению эффективности привел бы в итоге продажную стоимость завода к той, за которую, по мнению властей, его можно продавать.

Конкурс, однако, в прошлом году не состоялся. Из трех предложений, которые были на нем, в общем-то только одно было с перспективой – от Detroit Investment. Эта инвестиционная группа строит бизнес именно на том, что, казалось, и нужно властям. Внедряет эффективные технологии, создает бренды на купленных или построенных заводах, чтобы повысить капитализацию предприятий, а затем с выгодой продает заводы с готовой и достаточно весомой долей на рынке стратегическому инвестору. Так было с проектом "Пивоварни Ивана Таранова", так было и с заводом на Дальнем Востоке, так было с бобруйским "Сябром" и, скорее всего, будет с Московской пивоваренной компанией. Но предложение DI, а также предложения двух других участников (локального российского производителя и неизвестной датской фирмы) не устроили организаторов. Почему – объяснений так и не последовало.

Между тем, по данным января-февраля текущего года, "Криница" пошла на спад и по объемам производства. По сравнению с началом 2009 года выпуск пива на белорусском гиганте пивоваренной индустрии сократился на 2,8%. Объемы упали и на "Оливарии" и на "Лидском пиве". Но их владельцы наверняка выиграли и выиграют не только на большей эффективности производства и продаж, но и на ввозе пива со своих зарубежных заводов.