Коварный вкус коктейлей. "Элиар-М"

"Элиар-М" рассказывает о слабоалкогольных напитках.

Виктор Мойсюк, директорООО «Элиар-М»

В 2008 году в Беларуси был установлен исторический рекорд по продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива через все каналы реализации — 12,39 литра на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь. Учитывая тот факт, что несовершеннолетних в Беларуси насчитывается примерно 1 млн 785 тысяч, то количество алкоголя, проданного на душу взрослого населения увеличивается до 15 литров. А если отнять еще примерно 15 % взрослого населения, не употребляющего алкоголь вовсе, то эта цифра в пересчете на этанол подберется к 20 литрам или примерно 50 бутылкам водки.

Из этих расчетов получается, что практически каждую неделю среднестатистический взрослый белорус, употребляющий алкоголь, выпивает бутылку водки. Или, по крайней мере, покупает ее. Если же примерно пересчитать на слабоалкогольные напитки, то мы получим в 17 раз больше. Примерно литр джин-тоника или другого слабоалкогольного напитка на человека через день.

На отечественном рынке алкогольной продукции за последние пять лет зарегистрирована новая негативная тенденция. Связана она, во-первых, с появлением и прогрессирующим ростом предложения так называемых слабоалкогольных напитков, типа «джин-тоник» или «водка-лимон». Во-вторых, в последнее время увеличилось производство и реализация населению пива.

Предполагается, что увеличение потребления малоалкогольных напитков и пива приведет к постепенному вытеснению водки и в целом снизит «алкогольную нагрузку» на популяцию. Однако рост потребления такого рода алкогольных напитков на примере соседней России пока никак не отражается на суммарном потреблении алкоголя. Ожидавшегося снижения потребления водки также не происходит.

Слабоалкогольные напитки и пиво относятся к группе «молодежных напитков» и предназначены, прежде всего, для подростков. Рост их потребления в стране происходит, главным образом, за счет подростковой группы населения.

Иными словами, с помощью этих напитков в процесс алкоголизации вовлекается подростковая группа населения. Люди же старшего возраста, переходя с водки на такие напитки, к сожалению, начинают употреблять их в количестве эквивалентном (по поступающему в организм алкоголю) водке.

Сегодня пиво — один из самых распространенных напитков. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Если для вина, водки нужно создавать повод, соблюдать ритуал, то пиво «можно выпить просто так».

Однако пиво не является безвредным слабоалкогольным напитком. За последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14 %. Бутылка обычного пива эквивалентна 50–60 граммам водки. Четыре бутылки за день, что для многих «нормально» — это 200–240 г водки, почти половина бутылки.

Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива — больное (пивное или бычье) сердце. Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий и др. Признано, что эти изменения связаны с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Содержание в пиве этого токсического элемента в сердечной мышце у употребляющих пиво превышает допустимую норму в 10 раз. Кроме того, у употребляющих пиво кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.

Напиток содержит ряд токсических веществ, в том числе соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе.

Слабоалкогольные коктейли имеют вкусовые преимущества, по сравнению с пивом. Поэтому такие напитки больше всего употребляют женщины и молодежь. Пиво влияет на организм подобно коктейлю, но оно горькое и не совсем вкусное.

Смесь алкоголя, газа и химического состава в слабоалкогольном коктейле отлично выполняет свое предназначение — расслабляет и одурманивает. Газ в сочетании с алкоголем умножает усвояемость в нашем желудке. Алкоголь моментально всасывается в кровь и «бьет в голову».

Характерной особенностью слабоалкогольных напитков — джин-тоника, сидра, виски- и ром-колы, лонгеров и других, является невысокое содержание этанола (5–6 %) и высокое содержание искусственных добавок. Если пиво содержит в себе биологические компоненты, полезные для организма, то слабоалкогольные напитки представляют собой чистейшей воды «химию», смесь ароматизаторов. «Благодаря» искусственным добавкам алкоголь дольше и труднее выводится из организма.

Кто из покупателей знает об этом? На бутылках крепких спиртных напитков покупатель может видеть предупреждения о вреде для здоровья, запрет употреблять их детям, беременным и т. д. А на упаковке слабоалкогольных напитков таких пометок нет.

Некоторые белорусские наркологи называют джин-тоник и другие слабоалкогольные напитки «младшими братьями водки». Считается, что малое содержание алкоголя способствует к приобщению к употреблению более крепких спиртных напитков. Те 5-6 % алкоголя, которые содержит джин-тоник или сидр, могут человеком и не ощущаться, но организм при систематическом их употреблении к ним привыкает. А восприимчивый подрастающий организм — и подавно.

Зависимость от коктейлей формируется долго, в течение 5–6 лет. Последствия разрушительны, так как влияние происходит, в основном на молодой организм и приводит к патологиям сердца и разрушению почек. Еженедельное употребление коктейлей приводит к замедлению обмена веществ и способствует ожирению. Организм не справляется с повышенным употреблением сахара, что отражается на всех жизненно важных процессах организма.

По данным наркологов из-за злоупотребления алкоголем в молодом возрасте появляется так называемая психическая зависимость, когда молодой человек начинает интересоваться не просто выпивкой в компании, а пытается с ее помощью решать свои проблемы. Не удивительно, что и рост пивной зависимости сегодня у нас резко вырос. Статистика свидетельствует, что за последние 10 лет число лиц, регулярно употребляющих слабоалкогольные напитки, возросло в 10–12 раз.

Самое опасное, что, в отличие от крепких спиртных напитков, слабоалкогольные напитки находятся в свободной продаже и часто доступны даже школьникам. В некоторых магазинах джин-тоники располагаются рядом с полками с соками-водами. Кроме того, на вкус они приятны, да еще и стоят недорого. Для молодежи и подростков это «зеленая улица» к алкоголизации.

В Беларуси, как и в соседней России, слабоалкогольные коктейли начали появляться в 1990-х годах и быстро завоевали популярность у населения благодаря богатому разнообразию вкусов и доступной цене.

Посмотрим на Россию, вслед за которой так или иначе движется и наша республика. В первые годы динамика российского рынка была поразительной, емкость росла на 20–30 % в год. После 2005 года рост потребления этих напитков существенно замедлился, что в частности было вызвано насыщением рынка. Эксперты отмечают и качественные изменения рынка: с каждым годом российский рынок слабоалкогольных коктейлей становится все более цивилизованным, и постепенно на нем появляется все больше продукции, представляющей собой реальную альтернативу пиву.

Эксперты считают, что рынок достаточно молод, ему есть, куда развиваться. Расширение ассортимента слабоалкогольных коктейлей, как считалось ранее, невозможно без использования ароматизаторов. В то же время в России, как и в других странах, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция повышения интереса потребителей к пищевым продуктам, богатым природными биологически активными веществами, в том числе растительного происхождения.

Сегодня потребители предпочитают натуральные продукты. Поэтому разработка новых алкогольных напитков на натуральном сырье представляет собой перспективное направление. Конечно, вред алкоголя от использования натурального сырья не уменьшится, но зато уменьшится вред, наносимый организму «химическим» составом коктейля.

Не так давно российские производители спиртного и слабоалкогольной продукции стали выпускать винные коктейли. Популярность слабоалкогольных коктейлей на основе натурального вина на сегодняшний день очень невелика (даже по сравнению с другими баночными коктейлями). Об этом говорит и небольшой ассортимент этих напитков в магазине. В то же время специалисты ЗАО «Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково» — лидера продаж в

Центральном и Южном регионах России — отмечают положительную динамику продаж винных коктейлей в 2010 году. В связи с этим в нынешнем году компанией сделана ставка на коктейли на основе сухого вина. Руководство «Очаково» надеется, что слабоалкогольные напитки на натуральной основе найдут своего потребителя. Более того, ассортиментная линейка расширится за счет появления фитоэнергетиков, тонизирующих напитков, на натуральной основе, которые являются альтернативой синтетическим энергетикам.

Несомненно, более интересным и оригинальным будет коктейль, приготовленный с использованием натуральных компонентов (сока, долек фруктов, сиропов), что традиционно предлагается в барах. Сегодня производители слабоалкогольных напитков пытаются «повторить» рецептуру классических напитков на своих производствах, используя в качестве наполнителей концентраты соков, настои и экстракты.

В условиях производства для приготовления купажей технологичнее использовать компоненты, не требующие фильтрации, разведения и другой подготовки. Использование эмульсий исключает предварительную подготовку компонентов, позволяет добиться стабильности напитка, предупреждая выпадение осадка мякоти сока. Использование концентрата сока в эмульсии в количестве до 10 % сглаживает резкие привкусы спирта, делает напиток более мягким.

От первого лица:

Действительно, на сегодня настало время повернуть производство и рынок слабоалкогольных напитков в нашей республике в совершенно новое качественное русло. Если у «пивников» все понятно: вода, солод и совесть пивовара, то у производителей слабоалкогольных напитков проблем хоть отбавляй – от экономических до морально-этических. Иногда состав такого напитка действительно, похож на перечень химических компонентов с водой и спиртом.

На улице ХХI век, в мировой пищевой промышленности почти везде произошел переворот к натуральным и безопасным сырью и продуктам, а наши некоторые горе-производители потчуют молодежь дешевыми, но «задиристыми» «чудо-коктейлями». Натуральные экстракты из плодово-ягодного и растительного сырья, концентраты соков и настои могут и должны заменить все то, о чем говорилось выше.

Наша компания, располагая мощным научно-практическим потенциалом при помощи немецких коллег, разработала и уже успешно внедряет в производство слабоалкогольных напитков фруктово-цитрусовый, фруктовый, экстракт цветков липы с медом, черносмородиновый, черноплоднорябиновый, экстракт кожуры винограда и много других натуральных экстрактов добротного европейского качества. Так для производства сидра на Брестском филиале ЗАО «Минский завод виноградных» успешно применяется целый ряд вышеуказанных экстрактов, а сами сидры быстро нашли своего благодарного покупателя.

Что касается напитков с использованием натурального сока или сухого вина, т.н. «винных кулеров», мы тоже только за. Это великолепная альтернатива всем «джинам-тоникам» и «виски-колам», тем более, что у нас для этого есть все: и натуральные соки, и натуральные вина Италии, Испании, Германии. Ярким примером успешного создания слабоалкогольного напитка с использованием натурального виноградного вина и экстракта кожуры винограда «Мускат» является марка напитка «Vinotti» ЗАО «Минский завод виноградных вин».

ООО «Элиар-М» 220114, г. Минск, пр-т Независимости, 169 Бизнес-центр «XXI», Южный корпус, офис 403 Тел.: (017) 218-12-10, факс: (017) 218-12-12 e-mail: elit-aroma@yandex.ru