Вы здесь

Кому жить хорошо?

Актуальное интервью на тему торгового оборудования

Директор компании «Трейд-Лайн-Дизайн» Сергей БУРКО известен своим умением просто и емко говорить о серьезных и просто неподъемных материях.

В этом я в очередной раз убедился в ходе интервью для нашего издания.

— Сергей Владимирович, можно ли сказать, что рынок торгового оборудования на сегодняшний момент поделен, жестко сегментирован и непокобелим, в смысле, непоколебим?

— Нет. Как показывает опыт двадцати последних лет, рынок дышит и двигается, он постоянно мимикрирует и изменяется. При этом некоторые недавние явные лидеры ушли в тень. А некоторые, что называется, изменили вектор развития. К примеру, «Сервиспищеторг» сосредоточен сегодня на производстве собственного оборудования и его экспорте... А вот на ниве комплексной поставки в Беларусь оборудования для общепита его нишу частично заняли другие компании.

— Кто за последний год вас лично из партнеров или конкурентов удивил либо разочаровал?

— Приятно удивляют и даже радуют те же фирмы, что и раньше. Занятые производством «Сервиспищеторг» и «Арлекс» в первую очередь. О разочарованиях говорить не хотелось бы.

— А как вы думаете, скажется ли борьба с импортом, в очередной раз инициированная в июне, на рынке торгового оборудования?

— Ни в коем случае. Наш сектор сильно интегрирован в поистине планетарные стратегии производителей. Плюс возросшие требования к уровню качества торгового оборудования в Беларуси не позволят нам сползти к «средневековью» или натуральному хозяйству.

— Правильно ли я понял, что чемпионат мира по хоккею в Минске подтолкнул рынок, а сейчас на нем снова наступило угнетающее затишье, как бывало не так давно в том же Витебске после окончания «Славянского базара»?

— Нет. Прошедший «хакейны фэст» дал серьезный положительный импульс для нашей отрасли и, пожалуй, для всей торговли. Кроме шуток. Мы не уронили свое лицо в мае и, полагаю, никому не захочется опускать планку ниже, чем сейчас. Инвестиционная среда тоже вроде не изменилась. Во всяком случае, количество башенных кранов в Минске визуально не уменьшилось.

— Чего вы лично ждете от горячего лета и второй половины 2014 года?

— Не поверите, нормальной и плодотворной работы… Как и в прошедшем полугодии, да и в конце 2013-го тоже.

— Вопрос в сторону. Кадровые вопросы на вашем рынке. Как они решаются сегодня? Было бы интересно послушать рекомендации от человека, «съевшего на этом собаку».

— В начале прошлого года резкий рост заработной платы вызвал истерию на нашем рынке. Масса рабочих и других специалистов ушли в другие секторы, где заработная плата была выше. Это вызвало много изменений.

— Каких?

— Приходилось уменьшать штаты, реструктуризировать подразделения. В итоге конец 2013-го ознаменовался банкротством ряда фирм нашего профиля. Они не выдержали повального увеличения издержек, роста зарплат и банального демпинга на рынке. Однако сегодня этот кризис сработал в плюс работодателям, сохранившим свои коллективы, пусть и в несколько усеченном виде. Большой спрос и уменьшившееся предложение в конце 2013 года сработали на увеличение цен на продукцию и услуги в нынешнем году. Это внесло определенную стабилизацию в вопросах экономических; тот же рост зарплат стал более прогнозируемым. Да что тут теоретизировать. Например, в нашей компании в начале 2013-го среди рабочих текучесть достигала 25–30 %. Но уже с осени прошлого года и по сей день не уволился никто.

— Сергей, пару лет назад вы говорили о том, что поставщикам на рынке торгового оборудования выжить практически нереально, и поэтому нужно свое производство. Не поменялось ли это мнение?

— Немного поменялось, но лишь немного. Сильные, богатые, структурированные компании в Беларуси почти все заняты производством. Чистые посредники есть, и некоторые из них живут вроде бы неплохо. Но разве ж это жизнь? Это же постоянная война — с клиентами и конкурентами, с финансовыми, валютными и кредитными рынками. Им, регулярно вцепляющимся друг другу в глотку, не позавидуешь.

— Кому сегодня выживать на рынке, близком к торговле, легче: большим или маленьким? Речь не только про поставщиков и производителей оборудования, но и про торговлю как таковую...

— Как показывает жизнь, всем хватает места на рынке и под солнцем. Слава богу, пессимистические прогнозы, и лично ваши в том числе, не сбываются. Посмотрите: ни приход иностранных инвесторов, ни развитие сетей не убили мелкой торговли и рынков. Если что-то и меняется, то лишь на благо покупателям. Признайте, ведь общий ландшафт белорусской торговли стал лучше и, надеюсь, будет улучшаться дальше. В том числе благодаря и нашей работе. Ну, а вообще, наша торговля лихо догоняет хорошие зарубежные стандарты. И уже достаточно много в Беларуси заведений, которыми мы все можем по праву гордиться. Как сказано, а?.. (смеется. — Авт.).

Александр НОВИКОВ

Читайте также
В Слуцком районе с 1 июня не продается плодово-ягодное вино. Достигнет ли эксперимент своей цели? Минский облисполком...
Итоги первого кризисного года для отечественного рынка продуктов питания. Есть немало плюсов. Так, производство...
Автор материала, который мы предлагаем вашему вниманию, специалист по дизайну. Она вспоминает: «Коллега из...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by