КГК: Беларуси пока не удается выйти на самообеспечение рапсовым маслом

Эта тема обсуждена на прошедшем 8 апреля заседании коллегии КГК.

Об этом сообщил БЕЛТА начальник главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета государственного контроля Валентин Малишевский, комментируя результаты анализа и оценки целевого и эффективного использования государственных средств, направленных на реализацию программы масложировой отрасли Беларуси на 2007-2010 годы.

Актуальность этого вопроса продиктована существующими на сегодняшний день проблемами на данном сегменте рынка. На реализацию мероприятий программы планировалось направить Br514 млрд. Однако на сегодняшний день в отрасль инвестировано лишь Br80 млрд. В результате многие программные мероприятия не реализованы, из-за чего большая часть растительного масла по-прежнему ввозится из-за рубежа. В прошлом году по импорту растительного масла было закуплено на $107 млн. Кроме того, пришлось закупать белковое сырье на $95 млн, отметил Валентин Малишевский.

Также из года в год не выполняются объемы производства продукции: за 2009 год маслодобывающими организациями республики произведено 137 тыс. т растительного масла (91% от задания), 233 тыс. т жмыха (шрота) (83,5% от задания).

На протяжении пяти лет Комитет госконтроля постоянно держал на контроле развитие масложировой отрасли, неоднократно информировал правительство о необходимости регулирования экспортного рынка рапсового масла, постоянно поднимал вопросы импортозамещения, подчеркнул собеседник. "И определенные положительные сдвиги мы получили. Главное, что в республике все-таки удалось добиться увеличения производства маслосемян рапса. Но проблем, как видно, очень много", – отметил специалист.

Проверки Комитета госконтроля показали, что не выполнены две основные задачи действующей программы развития масложировой отрасли. Предполагалось выйти на самообеспечение республики рапсовым маслом и, следовательно, сократить импорт масложировой продукции, а также нарастить производственные мощности. Так, планировалось, что производственные мощности организаций маслодобывающей подотрасли к началу 2010 года составят 690,8 тыс. т. Фактически же они составили 615,8 тыс. т. Мощности предприятий маслоперерабатывающей подотрасли по производству растительного бутилированного масла должны были составить 74,3 тыс. т, а фактически – только 37,5 тыс. т.

Более того, в ходе проверок Комитет госконтроля выявил, что даже имеющиеся мощности не были в полной мере задействованы в производственном процессе. Например, мощности ОАО "Минский маргариновый завод" по производству маргариновой продукции в 2009 году были загружены лишь на 21,4%, растительного масла – на 19%, майонезной продукции – на 55%. В результате только за 2009 год в Беларусь было ввезено 10,3 тыс. т маргарина и 115,2 тыс. т растительного масла. В то же время экспортировано только 1,7 тыс. т маргарина и 81,5 тыс. т растительного масла.

По оценке КГК, концерн "Белгоспищепром" и его предприятия не проанализировали причины высокой себестоимости белорусской продукции. Так, в ОАО "Минский маргариновый завод" в декабре 2009 года отпускная цена на 1 кг молочного нефасованного маргарина составляла Br3669, при том что наши переработчики покупали аналогичную российскую продукцию по цене до Br2800.

Вместе с тем частные отечественные структуры способны конкурировать на российском рынке. Так, одна из коммерческих компаний, не входящая в "Белгоспищепром", в 2009 году экспортировала 1,7 тыс. т маргариновой продукции на $1,6 млн при средней отпускной цене Br2590-2600 за килограмм.

Резервы для уменьшения себестоимости продукции есть и у предприятий концерна "Белгоспищепром", однако они остаются неиспользованными. К примеру, увеличение объемов производства маргариновой продукции на ОАО "Минский маргариновый завод" за счет обеспечения загрузки производственных мощностей позволило бы снизить себестоимость выпускаемой продукции на 12%, отметил начальник управления.

В ходе проверок установлено неэффективное использование средств на сумму Br8,833 млрд, нецелевое использование средств на Br974 млн, выявлены факты простоя и неполной загрузки технологического оборудования, использования с нарушением законодательства денежных средств и имущества, необоснованного посредничества при реализации предприятиями собственной продукции.

Рассмотрев данный вопрос, коллегия Комитета госконтроля констатировала, что концерном "Белгоспищепром" не выработана единая и четкая стратегия развития предприятий, входящих в масложировую отрасль республики. Концерн до настоящего времени не определился со стратегией развития отрасли, в результате чего отсутствует как четкая специализация по направлениям производства, так и новые мощности по выпуску масла. Приобретенное для модернизации и технического перевооружения оборудование простаивает либо используется не на полную мощность.

По оценке Комитета госконтроля, в разрабатываемой концепции развития масложировой отрасли на 2011-2015 годы нельзя допустить повторения негативных тенденций текущей пятилетки, отметил Валентин Малишевский.