Керосиновый привкус российской «молочки»

ЕСЛИ бы Козьма Прутков творил в наши дни, он бы непременно заметил, что российский АПК подобен флюсу — полнота его односторонняя.

Решая одну проблему, здесь упускают из виду несколько других, каждая из которых жизненно важна. Например, в силу большей доходности и быстрой окупаемости российские аграрии нарастили производство свинины и мяса птицы, а вот с «молочкой» и говядиной даже в перспективе проблем — поле непаханое. Белорусам, казалось бы, — все козыри в руки. Не упустим ли очередной шанс прибавить присутствия на рынке, несмотря на стенания тамошнего молочного лобби, умеющего нагнетать давление пара?

Это я к тому, что Россия не способна обеспечить себя молоком и сырами, а мясо в следующем году будет в дефиците. К таким выводам намедни пришла Счетная палата РФ, изучив проект федерального бюджета. Экспертный анализ показал, что программа импортозамещения пока не смогла справиться с декларируемыми задачами: ростом сельхозпроизводства и насыщением потребительского рынка качественным продовольствием. Это касается некоторых видов мясных и молочных продуктов. Более того, импортозамещение в определенных случаях и невозможно, потому что при производстве используется импортное сырье, которое ввозилось именно из тех стран, которые попали под эмбарго.

Прогнозируется, что в следующем году может возникнуть проблема и с потребительским спросом. Кроме того, наши восточные братья привыкли к высококачественным продуктам питания, и российские аналоги невысокого качества их не устроят. Есть проблемы и с оборудованием, на котором предполагалось выпускать отечественную продукцию. Здесь тоже многое зависит от импортных комплектующих. Словом, если эксперты Счетной палаты не преувеличивают, то российское молочное дело действительно пахнет керосином. Достаточно сказать, что с 2009 года производство молока снизилось с 32 до 30 миллионов тонн.

Может так быть, что подобные апокалиптические прогнозы рождались и рождаются как раз накануне рассмотрения очередного бюджета, что молочное лобби таким образом выбивает дотации? Конечно, умом Россию не понять, но и по данным аналитического центра Milknews, молочная отрасль здесь, несмотря на все меры поддержки, продолжает стагнировать. В стране по-прежнему есть дефицит сырого молока в пределах 8,5 миллиона тонн, а недостающие его объемы замещаются пальмовым маслом. С 1 января по 25 октября этого года его совокупный объем импорта достиг почти 700 тысяч тонн – плюс 24,7 процента к аналогичному периоду 2014-го.

Вывод: продовольственное эмбарго и политика импортозамещения не помогли молочной отрасли. Производство падает, фальсификат растет. Так, Россельхознадзор месяц назад заявил, что 78,3 процента сыра в России — фальсифицированная продукция, поскольку содержит растительные жиры. По данным исследования Союза потребителей «Росконтроль», фальсификатом являются 75 процентов продаваемого в крупных торговых сетях сыра и 58 процентов сливочного масла.

Неудивительно, что россияне рублем голосуют за белорусские продукты питания. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что по молоку наша страна практически полностью заместила европейский импорт, увеличив свою долю в общем его объеме почти вдвое — до 86 процентов. За год эмбарго, с августа 2014-го по август 2015-го, Беларусь нарастила поставки молочной продукции в Россию на 1 миллион тонн в пересчете на сырое молоко. Такую цифру озвучил начальник главного управления внешнеэкономических связей Минсельхозпрода Алексей Богданов на Всемирном молочном саммите, проходящем в Вильнюсе. Правда, карты нам смешала ценовая ситуация на соседнем рынке: по некоторым позициям падение цен достигало 50 процентов, за 7 месяцев 2015 года мы получили от экспорта молока в РФ 2,2 миллиарда долларов.

Сегодня у нас есть реальная возможность усилить и позиции и приучить россиян к белорусским сырам и другим продуктам. По оперативным данным Федеральной таможенной службы, по состоянию на 25 октября импорт сухого молока из стран дальнего зарубежья ниже аналогичного периода 2014 года в 4,7 раза, сыра — в 6,8, масла сливочного — в 5 раз. Несмотря на то что мы диверсифицируем экспорт, российский рынок в приоритете.

На днях министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц отправился на Дальний Восток и северные регионы «продвигать» белорусские продукты питания. При этом он отметил, что утвержденные балансы по молоку и мясу, предусмотренные соответствующими документами, будут выполнены, а объем поставок молочных продуктов в Россию составит 124 процента к прошлогоднему показателю. Напомним, балансом на текущий год предусмотрены поставки 4,1 миллиона тонн молока и 390 тысяч тонн мясопродуктов и мяса. Не за горами заключение взаимного баланса на следующий, как видим, не радужный восточных партнеров, год.

Хотя документ, который подписывается сторонами, называется балансом поставок, справедливости ради надо сказать, что речь идет в первую очередь о белорусском экспорте в Россию. Некоторые эксперты утверждают, что такой принцип межправительственного согласования подразумевает, что объемы нашего экспорта во многом зависят от эффективности политических переговоров, а не от рыночных факторов. Ой ли? Соседи наши не лыком шиты. Объемы и время наших поставок РФ регулирует очень четко, один только Россельхознадзор чего стоит.

Источник: belniva.sb.by