Вы здесь

Как не потеряться в этом мире?

Анна Норкус
генеральный директор ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика»

В канун проведения Экспортного форума «Беларусь мясная-2017» журнал «Продукт.BY» адресовал ряд вопросов одному из влиятельных спикеров данного мероприятия. Эта обаятельная, волевая, обладающая удивительно цепким и живым умом женщина умеет «заставить» слушать себя самую разнообразную аудиторию, не прикладывая для этого каких-то особенных усилий.


Наша собеседница — генеральный директор ОАО «Витебская бройлерная птицефаб­рика» Анна НОРКУС.

Реализация мяса птицы. Внешние рынки — внутренняя составляющая

— Анна Васильевна, не совсем правильно забегать вперед… И тем не менее хотелось бы узнать хотя бы в общих чертах: о чем вы в первую очередь планируете говорить на нашем экспортном форуме?

— Разумеется, всех секретов я раскрывать не буду, но и делать тайну из очевидных вещей — не в моих правилах. На форуме абсолютно точно планирую говорить о весьма парадоксальной, абсурдной для отечественного производителя ситуации.

Я анализировала информацию, которая на первый взгляд может казаться прекрасной. Согласно официальным статистическим данным, Беларусь — в мировых лидерах по потреблению мяса птицы. Однако, и это уже не есть хорошо, наша страна производит гораздо больше данной продукции, чем того требует внутренний рынок. Объемы производства просто за­шкаливают. В этих условиях встает необходимость разумного регулирования.

— Что вы имеете в виду под разумным регулированием — возрождение традиций махрового советского Госплана?

— Давайте лучше вот о чем говорить, без всех этих «страшилок». На сегодняшний момент мы получили жестокую конкуренцию среди производителей внутри страны, приводящую к формированию бросовых цен на мясо птицы. Неудивительно, что потребление нашей продукции в стране растет.

Почему нет, если из-за этой сумасшедшей конкуренции и политики невероятных скидок цена на птицу приближается к ценам на овощи?.. Разуме­ется, белорусы выбирают продукт, которым сегодня можно быстро накормить семью. Это — их законное потребительское право.

Но я уверена, что в подобных условиях будет разумно устанавливать квоты на экспортные поставки продукции из мяса птицы для отечественных профильных производителей и поставщиков. Реализация подобной стратегии позволит ослабить деструктивную конкуренцию, остро проявляющуюся на внутреннем рынке сегодня.

— Правильно ли я понял, что вы планируете заявить на форуме примерно следующее: птицеводческая отрасль просит обратить внимание на складывающуюся ситуацию?..

— В общем-то, да. Предметные цифры я озвучу уже на «Беларуси мясной». Но тенденция для производителя просматривается крайне неприятная. Напрямую в сети нам выходить практически невозможно — обязательно вмешиваются оптовые структуры, тем самым «гарантирующие» рост цены, и отнюдь не в нашу пользу. Сливки, то бишь маржу, снимают те, кто выстраивает логистику всего этого процесса.

Мы же все равно вынуждены «толкаться» здесь, внутри страны, потому что даже такая, сомнительная с точки зрения прибыльности работа оказывается выгоднее большинства экспортных поставок.

В таких условиях важна стратегия. Необходимо определяться с оптимальными объемами мяса птицы — какие объемы останутся здесь, а какие по разумным ценам мы направим на экспорт. Каждому предприятию стоит об этом думать.

— А что нужно делать для того, чтобы наши производители почувствовали себя увереннее на внешних рынках, какой ваш рецепт?

— Не скажу ничего оригинального. Для конкуренции на внешних рынках нам всем нужно радикально снижать себестоимость. Белорусская продукция «неинтересна», если сравнивать ее с бразильской, европейской и прочей. Причины известны. Затраты наши растут, цены при этом нас вынуждают снижать… Какая уж тут конкуренция?

Сложившиеся тенденции. Предварительные итоги года

— Анна Васильевна, все это чрезвычайно актуально и остро звучит для отечественного рынка мяса птицы… А что при таком сценарии конкретного предлагает «Ганна», чтобы попробовать изменить ситуацию к лучшему?

— Наше предприятие для себя выбрало путь максимально глубокой переработки сырья. Это все, что я пока готова вам сказать.

Хотя вот еще что, пожалуй. Внешние рынки нас заставляет осваивать сама жизнь, поскольку необходимо задействовать все производственные участки и мощности фабрики. Мы ведь абсолютно не хотим попасть в разряд небольших предприятий.

Тенденция такова, что крупные не сегодня, так завтра задавят мелких. И чтобы этого не произошло, у нас разработана четкая стратегия развития птицефабрики до 2020 года. Мы знаем, чего можно будет ждать от ее реализации завтра.

— Скажите, а можно ли вот прямо сейчас предметно поговорить о предварительных итогах года? Если нет, то хотя бы о планах и задачах предприятия на текущий квартал.

— Я бы не хотела за­острять внимание на цифрах, откровенно говоря. Скажу лишь, что по предварительным итогам работы за девять месяцев результаты неплохие. И рентабельность, и прибыль — все в плюсе.

В то же время с сожалением констатирую: фуражное зерно по тем ценам, которые были на рынке в прошлом году, нам заготовить не удалось. Цена за тонну вышла примерно на 20 долларов больше. А это означает, что себестоимость комбикорма также возрастет. Будем искать, с помощью каких мер можно будет компенсировать этот очевидный рост затрат.

Снижение себестоимости — давно уже не лозунг. А что?

— Уместно ли будет спросить, как проявил себя новый комбикормовый цех, открытый в конце ноября 2016 года?

— Наш комбикормовый цех, который я совершенно объективно называю заводом, в сложившихся условиях проявил себя великолепно. Он нас сегодня во многом спасает и оставляет в игре, если использовать спортивную терминологию.

Во-первых, мы не опасаемся за качество комбикорма. Все, что называется, делается на одной кухне. А ведь до осени прошлого года мы были вынуждены приобретать корма у четырех предприятий страны.

Во-вторых, логистика. Поставщики находились на расстоянии от 100 до 230 километров от нас.

Наконец, на нашем заводе минимизированы затраты на выработку каждой единицы продукции. По факту, это — немецкое предприятие, оснащенное оборудованием нового поколения, работающее по современным европейским технологиям, в том числе — энергосберегающим. Сегодня все это — предельно важно. Экономию мы получаем весьма приличную.

— То есть мы сейчас видим, каким образом вы планируете снижать себестоимость своей продукции?

— Да, безусловно. Кроме того, сегодня мы активно работаем над оптимизацией рациона, стараемся максимально использовать потенциал нашей птицы. Тут необходима золотая середина: хороший привес (буквально на каждый грамм) в идеале должен сочетаться с оптимальным потреблением корма. В общем, трудимся над конверсией, и резервы тут имеются очень приличные.

О белорусской рознице и многопрофильности, модернизации фабрики и халяльной продукции…

— Хотелось бы также спросить о ваших отношениях с белорусской розницей. Судя по звучавшим интонациям, вы на нее обижаетесь…

— Правильно говорят в народе, что на обиженных воду возят… Не собираюсь я ни на кого обижаться. Тут совершенно другая история. В нынешних условиях каждый готов по максимуму зарабатывать, особенно если для этого имеются легальные основания.

Да, у розницы появилась возможность сталкивать производителей лбами, и она ее прекрасно использует. Почему нет?.. Тут нашу торговлю бессмысленно в чем-то обвинять. Она ловит момент, конъюнктуру. Плохо лишь, что конкурентная среда в итоге оказывается перегретой. Но мы об этом уже достаточно сказали.

— Предлагаю хотя бы бегло поговорить также о многопрофильности вашего предприятия и о том, как она проявлялась в нынешнем году... Навскидку могу припомнить (по итогам посещения предприятия в конце 2016 года), что на балансе Витебской бройлерной птицефабрики имелись: птичники с племенным молодняком, родительским стадом, бройлерные цеха и цех инкубации; комбикормовый завод; цеха убоя и переработки мяса птицы, а также цех готовой продукции; сеть фирменной торговли и общепита. Плюс хозяйства, специализирующиеся на производстве зерна и молока.

А что изменилось в этом году?

— Ничего не убавилось (улыбается. — Авт.). Более того, нам добавили сельхозпредприятия. Мы получили порядка 6000 гектаров земли и 3000 голов крупного рогатого скота — в доверительное управление. С 1 июля полным ходом осуществляем хозяйственную деятельность на данном направлении.

— Это — большая проблема, скажите откровенно?..

— Нет. Мы ставим задачу максимального обеспечения фабрики своим зерном, плюс производство молока планируем вывести на уровень высокой прибыльности. И решение этой задачи возможно лишь при расширении сельскохозяйственной базы. Сегодня оно (решение) уже просматривается. При грамотных технологиях и рачительном подходе, которые у нас используются в профильном производстве, растениеводческую и молочную отрасли мы тоже планируем успешно развивать. Не сомневайтесь.

Радует также то, что мы получили в доверительное управление неплохие земли, с хорошим контуром.

— И что это может дать в итоге?

— Зерном мы планируем себя обеспечивать минимум на 60–70 %, при хорошей урожайности уже завтра получим неплохую себестоимость. Плюс общая стратегия работы фабрики сегодня может вписываться в формулу «От зерна — к столу». Предвосхищая ваш вопрос, скажу так. Формула эта означает, что мы получаем зерно, перерабатываем, кормим своим комбикормом птицу и КРС, на выходе имеем мясо и молоко. И это качественное сырье после глубокой переработки поступает на стол потребителя в виде готовых продуктов.

— Хотелось бы услышать также несколько слов о модернизации фабрики в 2017 году…

— Прежде всего, заканчивается реконструкция цеха утилизации боенских отходов. С завершением работ мы уберем реальный тормоз, сдерживавший развитие фабрики.

Кроме того, как я уже отмечала выше, у нас имеется программа развития фабрики до 2020 года. В ней указаны семь первоочередных объектов, которые будут строиться или реконструироваться. Все давно распланировано. Где-то отведены участки, либо собрана предпроектная документация и т. д. Параллельно проводятся тендеры на поставку оборудования.

Наконец, реализуются проекты в сельском хозяйстве. В планах — строительство двух зерносушильных комплексов на 40 тысяч тонн в час каждый, плюс два элеватора — по 20 тысяч тонн.

Мы также планируем запустить линию по переработке рапса, поскольку эту культуру активно в последнее время сеем.

В общем, работа зачастую ведется не просто ежедневно, а практически круглосуточно. По-другому нельзя. Иначе в этом мире быстро потеряешься.

— Анна Васильевна, и последнее, пожалуй. Витебская бройлерная в сентябре получила сертификат «Халяль». Прокомментируйте эту новость.

— Мы в самом деле получили сертификат «Халяль», тем самым развязав себе руки для работы на перспективных рынках. Там, где люди исповедуют ислам и соответствующую культуру потребления мяса. Мы, кстати, уже осуществили первые поставки в Узбекистан, Казахстан… На рынках постсоветского пространства в принципе проще работать. Но при этом мы можем оценивать рынки дальнего зарубежья, куда можем «проходить» по цене, определенным товарным позициям.

В общем, на фабрике созданы все условия для выпуска халяльной продукции. Мне хочется в связи с этим отметить работу с центром по стандартизации «БелХаляль». У этой компании — самый правильный подход к бизнесу. Ее представители готовы вместе с нами защищать свой сертификат при работе на любых восточных рынках, куда мы поставляем или только собираемся поставлять нашу продукцию.

Кроме того, «БелХаляль» работает со всеми посольствами мусульманских стран в Беларуси. Мы с их помощью получаем развернутую, подробную информацию о профильных выставках в мусульманских странах, которые могут быть нам интересны и выгодны. Это — хороший пример партнерского сотрудничества, к которому нам всем нужно стремиться.

— Уместно ли будет спросить вас о наиболее значимых новинках и достижениях компании в 2017 году?

— Мне кажется, это будет уже излишне. Полная информация такого плана имеется на портале

Источник: Produkt.by

Читайте также
Под таким девизом в последнее время живет и работает Витебская бройлерная птицефабрика. Безусловно, это как раз то...
Чем выше конкуренция, тем ниже цены Прошедший год не запомнится рекордно высокими ценами, но он определенно преподнес...
Литовские и латвийские политики ломают головы над тем, как спасти местных фермеров от наступления польских...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by