Как нас обманывает реклама и как мы ей верим

Антимонопольный комитет Украины оштрафовал австрийского производителя за рекламу.

...вводящую в заблуждение потребителей. При просмотре телевизионного ролика у людей создавалось впечатление, что этот препарат полностью лечит острые и хронические заболевания дыхательных путей. Тогда как на самом деле это средство является средством для облегчения отхаркивания мокроты и уменьшения проявления простудных симптомов, пишет Marketgid.com.

Небольшой ликбез

Различают два вида рекламы: «жесткую» и «мягкую». «Жесткая» реклама воздействует таким образом, чтобы с помощью кричащих, рассчитанных на быстрый эффект объявлений типа «Покупайте! Это хороший товар», «Купите у нас сегодня – завтра будет поздно!» заставить потребителя совершить мгновенную покупку. «Мягкая» реклама сообщает не только о товаре, но и создает вокруг него хорошую атмосферу, окружает его некой притягательной аурой. В расчете на изменение внутреннего отношения людей к продукту создаются только положительные образы. В повседневности мы чаще встречаем именно «мягкую» рекламу, которая может «залезть» в мозги совершенно незаметно для человека. Не зря еще в начале пятидесятых годов двадцатого века канадский философ Маршалл Маклюэн, проанализировав основы рекламного бизнеса, заявил, что главная цель рекламы – эксплуатировать и контролировать общественное сознание, манипулировать им, держа «всех и каждого в состоянии бессилия и зависимости».

Выходит, что ситуация вокруг австрийской фармацевтической компании сложилась как раз в русле недобросовестного «искусства продажи» в Украине. На какие только изощрения не пойдет производитель, чтобы сбыть продукцию: тактика утаивания ингредиентов в составе продукта, сознательное преувеличение полезных свойств товара, перекручивание смысла предоставляемых услуг. За примерами далеко ходить не нужно.

«Чем ложь грубее, тем легче ей верят»

Для того, чтобы молочнокислый продукт назывался кефиром, в его составе обязательно должен быть кефирный грибок – система из молочнокислых бактерий и дрожжей. Как утверждает Центр независимых потребительских экспертиз, в разрекламированных «полезных кефирах» «Живинка», «Активия» и «NEO 2Bio» кефирного грибка не обнаружено.

Еще хуже положение со средствами для похудения. Интернет-магазины распространяют различные «снадобья» по китайским рецептам для быстрого сброса лишнего веса. В рекламных сюжетах счастливые обладательницы стройной фигуры предлагают наперебой похудеть с помощью таких препаратов. Но большая часть из них оказалась опасной для здоровья. Так в продуктах Lida содержится средство для снижения аппетита – сибутрамин, небольшая дозировка которого может привести к усиленному сердцебиению и повышенному артериальному давлению.

Не обошлось в нашем списке без операторов мобильной связи. Beeline предоставляет услугу мобильного интернета «Безлимит», при этом стоимость первого мегабайта в сутки составляет 3,99 грн., а последующих – 0,02 грн./мб (!), то есть оплата трафика тарифицирована. Этот момент никак не укладывается в определение «безлимит», а, наоборот, противоречит ему.

Procter&Gamble предлагает купить шампунь, обогащенный про-витаминами и аминокислотами. Воздушные шевелюры красивых моделей на обложке журнала настраивают на сногсшибательный результат после купания. Но визуальное улучшение состояния волос на самом-то деле происходит при принятии организмом витаминов исключительно внутрь, но никак не через волосы или кожный покров головы, о чем и говорят большинство дерматологов.

Следующий пример можно назвать хрестоматийным из-за замены понятий. Итак, на упаковке подсолнечного масла гордо красуется надпись с восклицательным знаком «Без холестерина!». Но подвох заключается в том, что холестерина в растительных жирах нет и быть не может – это прерогатива животных жиров.

Я думаю, что даже не стоит упоминать о 50 – 70% скидке в престижных магазинах, о «натуральной» косметике при себестоимости в несколько центов, о бесконечных акциях с умопомрачительными призами и т.д. Существует множество уловок, благодаря которым возможно обмануть потребителя «правдивой ложью».

Так что же делать?

Истина где-то рядом

«Покупателю нужно фильтровать до 90% процентов рекламы, – заявляет руководитель Центра экспертиз «Тест» Валентин Безрукий. – Решение Антимонопольного комитета в отношении производителя отхаркивающего средства – это только первый шаг в направлении цивилизованного рекламного рынка. Вместе с тем считаю большой проблемой то, что АМКУ работает только с документацией, при этом отсутствует лабораторная база. Вследствие этого происходят из ряда вон выходящие случаи, как, например, со сгущенным молоком. В этом продукте были обнаружены не только красители и сахарозаменители, но и ацесульфам калия, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы, оказывает возбуждающее действие на нервную систему и может вызывать привыкание. Поэтому сгущенку этой марки нельзя давать детям до семи лет. Но документация, которую представил ЗАО «Беликский молочно-консервный комбинат» в Антимонопольный комитет, была в порядке. И все – никакие меры наказания к нерадивому производителю не были применены, потому что мы не смогли ничего доказать на практике».

Как тут не вспомнить опыт западных стран. В США перед запуском рекламы в «массы» производятся исследования предлагаемого товара, подтверждающие правдивость данных. Комитет рекламных стандартов Великобритании запретил распространять в своей стране объявления в рамках правительственной кампании «Act on CO2», направленной на борьбу с глобальным потеплением из-за того, «что текст не отражает действительной ситуации с состоянием климата».

Конечно, нам до такой дотошности еще далеко. Хочется верить, что в будущем будут реализованы более эффективные программы по защите потребителей. Но пока то малое, что мы можем противопоставить нечестным рекламным предложениям, – это здравый ум и элементарную логику. Ведь недаром один мудрец сказал когда-то: «Рассудительность – тоже добродетель».