Как мировые игроки молочного рынка расширяют сферы влияния

«Продукт.BY» продолжает публикацию материалов с мирового молочного форума, прошедшего в сентябре в Вильнюсе.

Одна из самых любопытных презентаций, как показалось нашему корреспонденту Марине Гуляевой, побывавшей на форуме в Литве, была о слияниях и поглощениях на мировом молочном рынке в 2014–2015 годах. Французский эксперт Б. Роуер (CNIEL) представил подробную картину всех последних реструктуризаций.

Как отметил эксперт, несмотря на интернационализацию мирового молочного рынка, он все еще остается фрагментарным. Пока еще ни один мировой игрок не может заявить, что контролирует 5 % мирового молочного производства.

Как отметил эксперт, несмотря на интернационализацию мирового молочного рынка, он все еще остается фрагментарным. Пока еще ни один мировой игрок не может заявить, что контролирует 5 % мирового молочного производства.

Без лимита

О том, насколько изменился мировой молочный рынок с 1996 года, можно судить по количеству компаний. Тогда на рынке присутствовало 11 компаний: две в Азии (японские Snow Brand и Meiji Milk), одна в Океании (новозеландская NZDB), две в США (KRAFT и Mid-America Dairyman) и шесть в Европе (Nestle, Danone, Besnier, Campina Melkunie, Sodiaal, MD Foods). В 2014 году количество игроков выросло практически в три раза: в Азии сегодня вместо двух — семь компаний (три китайских Yili, Mengniu, Bright Dairy, три японских Meiji Dairies, Morinaga, Megmilk Snow Brand и одна индийская Amul), в пять раз выросло число игроков в США, с четырех до 14 увеличилось количество компаний в Европе.

Посмотрим на рис. 1, где продемонстрировано, как вырос оборот двух крупнейших игроков на китайском рынке с 2004 по 2014 год: Yili выросла в восемь раз за декаду, а Mengniu — в девять. В 2014-м оборот одной и другой составлял 8,8 млрд и 8,1 млрд долларов соответственно. Оборот индийской компании Amul (рис. 2) за 10 лет вырос в пять раз и сегодня равен (в презентации указан 2015 год) 3,4 млрд долларов.

Канадская компания Saputo (рис. 3), которая в середине 1990-х, как рассказывал французский эксперт, была всего лишь региональным игроком, к 2014-му выросла до уровня мирового игрока с оборотом в 9,4 млрд долларов. С 1996 по 2014 год Saputo выросла в 30 раз. При этом практически половина всех оборотов компании приходится на американский рынок: активная экспансия и рост за счет других рынков — главная стратегия развития для лидеров мирового рынка.

У французской Lactalis (рис. 4) сегодня 75 % оборота приходится на внешние рынки, хотя в 1993 году эта цифра составляла всего 32 %. Lactalis вообще относится к числу тех компаний, которые ведут очень активную деятельность на внешних рынках. Начиная с 2005-го и по нынешний, Loctalis ежегодно что-либо приобретает буквально по всему земному шару. Так же ведет себя Nestle. Инвестиционная стратегия Nestle c 2011 по 2014 год демонстрирует, цитируя автора презентации, что для компании нет географического лимита (рис. 5).

В Китае компания Nestle вложила 400 млн долларов в специализированный институт и молочную ферму на 2000 голов коров, в Индонезии — 200 млн долларов в производство сухого молока, 28 млн долларов — в производство мороженого в Египте, 13 млн долларов — в импорт скота на рынок Зимбабве, еще 140 млн долларов — в выпуск сухого молока в Чили. Если подытожить суммарную активность Nestle c 2011 по 2014 год, то получится 24 инвестиционных проекта. Всего за четыре года.

Все в Африку

Насколько высок интерес у западных игроков к Африке, показывают следующие цифры: например, Danone увеличил свою долю в марокканской Centrale Laitere (крупнейшая компания-переработчик на рынке Марокко, контролирующая 60 % молочного рынка. — Авт.) с 67,0 до 90,9 % за 370 млн долларов.

В июне 2015 года FrieslandCampina купила 33 % акций у нигерийской Wamko за 200 млн долларов (увеличив свою долю до 67,6 %). Еще одно приобретение этого года на африканском континенте: французская Fromageries Bel купила 69,8 % акций третьей крупнейшей компании в Марокко — Safilait.

… и в Латинскую Америку

В следующем году Nestle откроет фабрику по выпуску детского молочного питания в Мексике. Объем инвестиций в предприятие составил 370 млн долларов. Lactalis, Arla Food, Danone очень активно ведут себя в том регионе.

… и в Китай

Насколько интересен китайский рынок для мировых игроков, можно судить по следующим цифрам: например, Danone в феврале прошлого года инвестировал 645 млн долларов в увеличение своего пакета в китайской Mengniu — с 4,0 до 9,9 %. И еще приобрел 25 % акций за 580 млн долларов у Yashili. Лидер бразильского рынка Fonterra приобрела 18,8 % акций Beingmate — фабрики по выпуску детских молочных продуктов. Но и китайские молочные компании ведут себя активно. Скажем, китайская фирма Bright&Food купила 56 % акций крупнейшей израильской молочной компании Tnuva. Эта сделка обошлась китайцам в 2,4 млрд долларов.

Завершая презентацию, французский эксперт сказал: «Растущий ежегодно молочный рынок за последние десять лет прирастал в среднем на 2,0—2,5 % в год, что очень привлекательно для новых игроков». По словам автора доклада, в последние годы интерес к молочному рынку демонстрируют представители практически всех секторов экономики: производители безалкогольных напитков, ритейлеры, производители химических продуктов, компании по выпуску товаров для дома. Все они основательно инвестировали в молочный рынок.