Как холодильник может обогревать магазин

Замена оборудования может увеличить оборот в несколько раз

Переоборудование магазина — один из способов привлечь новых покупателей, оставить за спиной конкурентов и повысить продажи. Однако ремонт и покупка нового оборудования не всегда приводят к ожидаемому результату. Если все сделано правильно, то в небольшом магазине площадью до 200 кв. м товарооборот в месяц должен составлять от 3100 долларов с квадратного метра… Так на что же надо обратить внимание при переоборудовании магазина?

Екатерина БОГАЧЕВА, международный эксперт по розничной торговле и мерчандайзингуСамообслуживание

Если магазин все еще традиционной (прилавочной) торговли, и вы не собираетесь переходить на самообслуживание, то разделите приведенные нами финансовые результаты на 10 и живите с миром. Хотя на самом деле все это необходимо.

Ассортимент

Определяться с количеством и размерами единиц оборудования надо не раньше, чем вы разберетесь с ассортиментом. Самое главное, на что необходимо обратить внимание, — уникальность и наличие «фишек». Уникальность невозможна, если «заимствовать» ассортимент и внешний вид у других магазинов. Тут придется самим поработать. Для начала нужно банально проанализировать свой район: какие магазины есть, что продают, как они выглядят, какая у них система обслуживания. Уникальность, сделанная на основе удовлетворения потребностей района, — самая надежная платформа для успеха.

Вы должны понять, с чем проблема в районе и решить ее у себя. Может быть, поблизости нет в продаже горячего хлеба (потребуется маленькая печка для замороженных полуфабрикатов), или негде оплатить коммунальные услуги либо мобильную связь (аппарат по приему коммунальных платежей), или негде купить детское питание либо лекарства (аптечный киоск в арендаторах). Такой подход гарантирует дополнительный трафик покупателей. Возьмем для примера наш проект магазина «Подсолнух».

На фото он до и после переделки. Товарооборот после переоборудования удалось увеличить в 4 раза. Магазин раньше состоял из отдельного хозяйственного, кафетерия и продтоваров. И вот он после объединения и насыщения уникальным ассортиментом (17000 ассортиментных позиций на получившихся 480 кв. м) и продуманного дизайна. Черный цвет — это прекрасный фон для демонстрации товаров нечерного цвета. А в супермаркете товары как раз имеют разные цвета.

Проанализируйте продажи. ABC-анализ и XYZ-анализ дают возможность понять, какие товары приносят вам прибыль, а какие просто занимают полку. Можно выставить сто видов молока, но далеко не все из них будут продаваться. Платить за лишнее полочное пространство, чтобы выставить на нем то, что не продается, по меньшей мере, неразумно. Но не все так просто. Важно убрать из ассортимента взаимозаменяемые товары и добавить то, чего не хватало.

Пообщайтесь с клиентами. Кому, как не вашим покупателям знать, чего именно не хватает в магазине, что в нем неудобно сделано. Опросите хотя бы 20–40 человек, и картина будет вполне ясной. Только вот задавать надо правильный вопрос. Если вы спросите: «А чего вам не хватает, что улучшить в нашем магазине?» — то услышите много лишнего. Того, что не нужно ни вам, ни покупателям. А вот вопрос: «Что вы докупаете в соседнем магазине?» — вполне способен натолкнуть вас на нужные мысли…

Имеет смысл поставить холодильную камеру с обратной загрузкой ходового товара, относящегося к молочной группе. Этот шаг даст существенную «экономию» на персонале, который занимается выкладкой несколько раз в день. Загрузка со стороны камеры проще — не надо ничего никуда носить или возить, следовательно, на это уходит меньше времени и требуется меньше людей.

Идем дальше. Пусть многое из сказанного покажется вам знакомым или банальным, но все самое главное в нашей жизни часто формируют именно «банальности». Так что вперед, по пунктам.

1. Самое главное — расстановка основных секций магазина: хлеба, мяса, молока, овощей и алкоголя. Они должны быть как можно дальше друг от друга и образовывать своеобразную петлю для обхода по магазину. Это так называемый золотой треугольник. Вы часто встречали магазины, в которых хлебная секция была приставлена к колбасной или молочной? Видели там столпотворение в час пик? Эта проблема может перевести покупателей в другой магазин. Плотность покупателей нужно равномерно распределить по всему магазину. Есть и обратная ситуация: заходим и сразу видим основные товары: хлеб, затем колбасы-мясо и за ними — молочная секция. Основные товары покупатель положил в корзинку, поэтому за деликатесами и непродовольственными группами, на которых магазин и зарабатывает, заходить необязательно. А потом директор магазин думает: что ж у него такой маленький товарооборот?

Расположение оборудования

Изучайте поведение покупателей и покупайте сами в своем магазине. Узнаете много нового и интересного. Все решения по обустройству магазина принимайте на уровне обычной человеческой логики. Следите, до каких полок покупатель дотягивается, до каких нет, у каких витрин тормозит, какие пробегает мимо. То, что неудобно вам, вашей маме, вашей жене, никогда не будет удобно другим покупателям. Я же дам несколько базовых советов.

2. Разработайте маршрут, по которому покупатель будет следовать внутри торгового зала. Вначале он должен встретить не планируемые товары каждой секции, а затем планируемые. Это увеличит вероятность покупки и тех, и других. Значит, вначале кексы и булочки — затем хлеб, вначале сыровяленая колбаска, а потом вареная и сосиски, вначале йогурты, а затем кефир, сметана, молоко. Это поможет определиться и с выбором оборудования. Например, на входе нужно разместить товары, которые привлекут покупателя, создадут у него праздничное настроение и заставят притормозить, не пробежать мимо. Лучше всего это готовая кулинария и сезонные товары, цветы и банальное решение — фрукты и овощи.

3. Цветовая гамма. Большинство старинных магазинов с незапамятных времен «одеты» в синюю гамму. Особенно это относится к холодильному оборудованию. Хотя все мы знаем, что синий цвет уменьшает аппетит, но все равно очень часто именно его используем в зале продовольственного магазина. Плюс серовато-белые тона торгового зала и оборудования. Все — как у всех. Избегайте быть «как все» и не выделяться из толпы. Как раз для торговли это самое страшное! Надо искать свою уникальную концепцию. Как, например, вот этот проект в Новосибирске: секция фруктов до и после модернизации.

4. Расстояние между стеллажами должно быть таким, чтобы два, а лучше три покупателя могли спокойно разминуться, не задевая друг друга. Расстояния в 1 м 70 см, предписанного санитарными нормами, вполне достаточно. Но для маленьких магазинчиков, в которых наличие ассортимента важнее удобства, 120 см будет нормальным. Один из наших любимых в небольшом населенном пункте — гастроном «Татьяна» с площадью зала 100 кв. метров — после переделки увеличил продажи в 12 раз! Как видно на фото, проходы в 120 см покупателей не смутили.

5. Лишнее оборудование и лишняя продукция создают тесноту в торговом зале. Холодильники, прилавки, стеллажи должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к товарам, возможность брать его в руки и свободно изучать. Но с другой стороны, важен и баланс. Вы будете разочарованы, если не найдете планируемых продуктов в магазине.

6. Избегайте слишком высоких стеллажей, длинных стеллажных линий. Они ограничивают видимость. Стандартные стеллажи высотой 1 м 80 см и 2 м надо расставлять только вдоль стен магазина. Оборудование, размещенное в центре зала, должно быть невысоким. Пространство — воздушным. Высокие и слишком длинные стеллажи, установленные в центре торгового зала, усложняют ориентирование. Для примера. Один из наших клиентов (сеть гипермаркетов) снизил высоту внутренних стеллажей с 220 до 135 см и применил нашу любимую островную планировку. В итоге товарооборот увеличился на 35 %! Это удивительный факт, так как полочное пространство на самом деле уменьшилось…

Слишком длинные ряды стеллажей создают у человека неприятное ощущение, что он оказался в лабиринте. Но самая главная проблема: находясь между стеллажами, вы не знаете и не видите весь ли это ассортимент секции или с обратной стороны —продолжение. Это и есть причина плохой работы магазинов с высокими стеллажами и стандартной планировкой. Последние пять лет мы активно пропагандируем среди своих клиентов островную планировку. При островном типе всегда видно, где отдел начинается и где заканчивается. Это и сказывается на продажах.

7. Освещение. Не хватит страниц этого журнала, чтобы рассказать, как делать оптимальное освещение. Это одна из очень важных составляющих в проекте магазина. Главное, что хочется подчеркнуть: на глазок проект не сделать, нужны расчеты. Поэтому доверять такую работу надо только профессионалам. Но с ними у нас «напряженка».

Я вижу много магазинов, в которых потолок зашит плитами «Армстронг», а в них вставлены квадратные светильники с люминесцентными лампами. Это наихудшее решение. В таком магазине свет направлен на пол, а не на товары. Но это еще полбеды. Если всмотреться, то еще и лампы в таких светильниках стоят 650-е, 665-е, 750-е,765-е. Я говорю про маркировку на лампе, а не про мощность. Мощность любая хороша, если она правильно рассчитана. Но! Такие лампы применяются только в гаражах и на складах. В магазине их использовать запрещено!!!

В свете таких ламп все товары будут казаться серыми и непривлекательными. Первое, что вы должны сегодня сделать, это заглянуть в молочный пристенок, который, естественно, имеет внутреннюю подсветку, полюбоваться на 664-ю лампу или на любую другую из вышеперечисленных, вынуть ее и заменить на 840-ю той же мощности. И сравните до и после! Разницу увидите сразу же. И, что главное, ваши клиенты — тоже.

Холодильные агрегаты

Тема холодильных агрегатов заслуживает отдельного и очень пристального внимания. Хочу подробнее рассмотреть плюсы и минусы витрин со встроенным и выносным холодом.

Витрины со встроенным холодом

Больше подходят для небольших торговых точек и магазинов самообслуживания. «Встройка» выделяет тепло в торговый зал. Без системы охлаждения воздуха не обойтись. Значит, вам придется потратиться на кондиционеры или на мощную систему вентиляции, если помещение большое, а встроенных холодильников много.

Горки и бонеты со встроенными агрегатами менее емкие. Небольшой рабочий ресурс — 3-5 лет.

Высокий уровень шума. Если ваш магазин находится в жилом доме, шум может вызвать претензии жильцов. Если санитарные нормы превышены, вас могут обязать сделать в помещении звукоизоляцию, заменить шумное оборудование или, например, установить холодильники на подставки, поглощающие шум.

Оборудование с выносным холодом

Размер самого холодильника и дисплея имеют больший по сравнению со «встройкой» полезный объем. Даже в маленьком магазине в некоторых случаях лучше предпочесть выносной холод. Например, выносные пристенные горки под молочные продукты лучше, чем встроенные.

Срок службы составляет 5–7 лет.

Шум в торговом зале отсутствует, поскольку агрегат расположен за пределами торгового зала.

Но шум от агрегата, вынесенного из зала, на который повешено все холодильное оборудование магазина, намного выше отдельно взятых холодильников. Если оно неправильно установлено в подвале, жильцы будут одинаково хорошо его слышать и на 1-м, и на 9-м этаже. А если оно неправильно установлено на улице, то с первого по девятый этаж всех соседних домов. Тут глобального конфликта не избежать. На нашей памяти есть и закрытые санстанцией магазины из-за жалоб жильцов, и поставленные окна ПВХ всему дому бесплатно, и отобранные лицензии на розничную торговлю.

Уровень энергопотребления ниже, чем у встроенного холода — до 30 %.

Витрины с выносным холодом могут заменить кондиционеры, поскольку охлаждают не только продукты, но и пространство вокруг

Теплом от выносного холода можно греть воду в кране или на 30–40 % отапливать торговый зал в холодный период, нагревая воду в системе отопления. В странах Скандинавии и Прибалтики на законодательном уровне решен вопрос обязательного использования этого ресурса так же, как и системы рекуперации. А вот у нас об этом многие проектировщики порой впервые слышат.

Но есть и недостатки

Выносной холод дороже: разница в цене со «встройкой» может составлять, в зависимости от производителя, 15–50 %. Расходы на ремонт и техническое обслуживание выше примерно в два раза.

Предполагает прокладку фреоновых трубопроводов, а также требует дополнительных площадей для машинного отделения и выносных конденсаторов. Такое оборудование сложно, а часто и невозможно поставить в магазин, находящийся в жилом доме.

Монтаж более длительный и затратный. Например, установка двух холодильных агрегатов в супермаркете площадью 300–500 кв. м занимает около двух недель. Стоимость монтажа одного холодильника обойдется в 10–15 % от его стоимости. Для сравнения: автономный холодильник устанавливается в среднем за два часа, а его подключение не требует специальных знаний, оборудования и обойдется в среднем в 15–20 долларов.

Ремонт и техническое обслуживание оборудования с выносным холодом в два раза дороже, чем встроенного.

Когда не надо экономить

Оборудование от поставщиков представляет для владельцев небольших магазинов серьезный соблазн: его дают бесплатно, к тому же оно яркое и интересное. При желании им можно оборудовать чуть ли не весь магазин. Однако идти на поводу у поставщиков не стоит. Помните всегда: магазин предназначен для покупателей, а не для поставщиков. Следите за тем, чтобы яркие «рекламные» паллеты и шкафы не противоречили общей концепции оформления. Оборудование не должно перетягивать на себя все внимание покупателей и отвлекать их от товаров. Поэтому концепцию представления товара в магазине надо решать совместно с поставщиками до открытия магазина. А если открытие уже состоялось, то надо конкретно формулировать свои требования к давальческому оборудованию: цвет, размер, количество полок, подсветка и так далее. Тогда его можно будет эффективно использовать и только тогда обе стороны будут одинаково довольны. Как там у Ильфа и Петрова: «Согласие есть продукт непротивления двух сторон». Так или нет?