Как белорусам заработать на пармезане?

Беларусь — не Италия, но на хорошем сыре, да и вообще на качественных продуктах, мы можем сделать бизнес. После введения Россией продовольственного эмбарго у белорусов появился отличный шанс занять опустевшие полки российских магазинов. Статистика на первый взгляд позитивная: объем поставок белорусской «молочки» восточному соседу за последние два года в тоннаже вырос на 50 %. Но в деньгах такого роста нет: сказалось падение цен на соседнем рынке. Но как бы ни колебались цены, в долгосрочном плане выгоднее торговать хорошими сырами и балыками, чем сухим молоком и мясом. Что реально сделали белорусы для усиления своего экспорта продовольствия? Ответ на этот вопрос искал конкурс-дегустация «Лучший вкус» на крупнейшей продовольственной выставке Восточной Европы «Продэкспо» в Москве.

Условия конкурса просты: предприятие предлагает для тестирования свои продукты, их публично дегустируют посетители выставки и оценивают по пятибалльной шкале. Введение балльной системы оценки — это усовершенствование конкурса в 2017 году. Ведь в Москву предприятия везут свои самые лучшие разработки. Порой в сравнительных дегустациях сложно определить лучшего, вот дегустатор и ставит всем образцам высший балл. Конечно, это влияет на итоги. В нынешнем конкурсе победителям в одной номинации порой приходилось вручать два диплома первой степени, поскольку итоговые баллы у них отличались лишь сотыми долями.

Такая система хороша еще и тем, что видна оценка дегустаторов — есть подробная информация о том, сколько высоких и низких оценок выставлено. В итоге это позволяет производителям проанализировать собственный продукт. В этом году 25 белорусских предприятий решились представить свои лучшие новинки на суд иностранных дегустаторов из 15 стран мира — всего 5000 человек.

Сырная экспансия

Победителей более чем в сорока номинациях определяли эксперты, дистрибьюторы, представители розничных сетей и ресторанов. Угодить всем было непростой задачей. И стоит признать, белорусские продукты в целом с ней справились.

Традиционно широко на выставке были представлены наши молоко, кефир, ряженка, сметана… Но главный прорыв совершили белорусские сыры, как традиционные — российского и голландского типов, так и выдержанные, сроком созревания 180 суток и более.

«Мы не первый год являемся дистрибьютором в России белорусских сыров, в частности кобринских, и хочу сказать — они ничем не хуже немецких, — отмечает торговый представитель ОАО «Кобринский МСЗ» на территории Российской Федерации Александр ИВАНОВ. — В Германии широко отработана технология производства сыра «Тильзитер» из восстановленного сухого молока. В Беларуси такого нет — сыр изготавливают только из цельного молока».

Высшие баллы получили сыры: «Пармезан гранд» Поставского молочного завода, «Пармезан Old» Пружанского молочного комбината, «Знатный» от ОАО «Здравушка-милк», годовалый «Пармезан Bravo» от ОАО «Рогачевский МКК». Объективности ради стоит отметить, что включение в название сыра слова «пармезан», по мнению зарубежных экспертов, — сомнительный ход. Человек, пробуя такой сыр, предъявляет к нему требования, как к оригинальному итальянскому пармезану. Практически все иностранцы отмечали: «Этот зрелый белорусский сыр хорош, но… пармезан — это пармезан».

Запомнились дегустаторам сыры голландской и российской групп. По итогам дегустаций «Лучшего вкуса» на «отлично» оценен кобринский «Монблан», а также сыры «Альбери» от ОАО «Молочный Мир», «Верхнедвинский пряный» с наполнителем «Царская зелень» от ОАО «Верхнедвинский МСЗ».

Подводя итоги дегустаций белорусских сыров, отметим: они способны заменить в России импортные благодаря хорошему имиджу и оптимальному соотношению «цена – качество».

Вкус детства, которому доверяют

Выставка «Продэкспо» подтвердила: белорусские товары вызывают доверие, и молочная продукция держит высокую планку. Те же россияне убеждены: в Беларуси отлажена система контроля над процессом производства со стороны государства.

Российские потребители сегодня хотят получать от кисломолочных продуктов больше пользы и меньше сахара. Высоких оценок удостоились образцы цельномолочной продукции отечественных производителей. Сбалансированный вкус ряженки жирностью 3 % от компании «Бабушкина крынка» заслужил исключительно отличные оценки. Внимание привлекли творог жирностью 1 % и 5 % от ГП «Мозырские молочные продукты», хорошо оценили потребители и сметану жирностью 15 % от Молодечненского молочного комбината, сливки 10%-ной жирности от ОАО «Милкавита». Практически все дегустаторы отметили качественную и удобную упаковку клинкового и адыгейского сыров от ОАО «Калинковичский молочный комбинат».

Греческий йогурт от предприятия «Здравушка-милк» вызвал особый интерес дегустаторов, ведь повышенное внимание к молочному белку вместо жира — сегодня потребительский тренд. Кстати, ОАО «Здравушка-милк» стало рекордсменом среди белорусских участников конкурса по количеству дипломов первой степени.

Чем еще могут гордиться белорусские молочники? Глазированными сырками и мороженым! Судите сами: ванильный сырок от ОАО «Брестское мороженое» набрал 4,74 балла, а мороженое «Беларускi пламбiр», сделанное на мощностях Минского хладокомбината № 2 компанией «Технотрейд», — 4,93!

Победителями конкурса также стали полукопченая колбаса от Волковысского мясокомбината и куриный рулет от ЗАО «ЮНИМИТ». Вообще, практически все мясные изделия хвалили за большое содержание мяса и сбалансированный состав специй и пищевых добавок.

Натуральный вкус, вкус детства, «тот самый вкус» чаще всего можно было услышать о новинке от Могилевской фабрики мороженого. На предприятии рискнули поэкспериментировать с традиционным и всеми любимым лакомством — и не прогадали. Так появилось «Теплое мороженое». Натуральный состав, отличная консистенция, качественная упаковка со встроенной в крышку ложечкой — все и понравилось, и запомнилось каждому. Особенность этого продукта — добавление в состав пектина, но главное — мороженое не обязательно хранить в холодильнике: даже в теплом виде оно не тает, не теряет свою кремовую консистенцию и остается таким же вкусным.

Стоит отметить новинку от ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» — растворимое печенье «Слодыч Зоо». Участники выставки, изучив состав продукта, были приятно удивлены его простоте. И это не случайно, ведь печенье предназначено для питания детей дошкольного и школьного возраста.

Общий тренд дегустаций — сладкое должно быть менее сладким, а составы у продуктов на упаковке должны быть короткими.

По-домашнему вкусно

Белорусское качество подкупает потребителя — это доказали мясные новинки, представленные на выставке в Москве Волковысским, Слонимским мясокомбинатами, ЗАО «ЮНИМИТ», ОАО «Беловежский», ОАО «Беларуськалий», ЗАО «Дзержинский мясокомбинат». Последняя разработка Слонимского мясокомбината — мясной крупнокусковой бескостный полуфабрикат быстрого приготовления «Буженина для запекания «Пикантная». Замаринованное сырое мясо упаковано в специальный термоустойчивый пакет. Хозяйке остается лишь положить его на 1–1,5 часа в духовой шкаф — и ароматное блюдо готово. Домашние и по-настоящему вкусные продукты под торговой маркой «БелМорис» от ОАО «Беловежский» завоевали не только симпатию дегустаторов, но и награды победителя 1-й степени. Сосиски «Молочные кремовые премиум» и «Буженина запеченная по-беловежски» получили диплом конкурса «Лучший вкус» и новые контракты.

Белорусские предприятия сегодня могут произвести качественные товары и, как показала выставка «Продэкспо», получить лояльность потребителя. Главная задача теперь — диверсифицировать рынки сбыта, чтобы продукты со словосочетанием «Сделано в Беларуси» попали на прилавки разных стран и по выгодной цене.

О конкурсе «Лучший вкус» и его победителях мы рассказали в передаче «Наше дело», которую можно посмотреть на сайте produkt.by