Исследование факторов, влияющих на показатели конкурентоспособности продукции пищевой промышленности

Успешность функционирования организации зависит от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям.

В связи с этим приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и других наук. В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать перечисленным принципам: противоположности целей и средств субъектов рынка; учета особенностей различных сегментов рынка; квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований; преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Анализ конкурентных позиций организации и ее продуктов на рынке предполагает выяснение не только сильных и слабых сторон, но и тех факторов, которые воздействуют на отношение потребителей. Фактор — это движущая сила всех процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности и вызывающих изменение уровня конкурентоспособности организации и ее продукции. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности.

Следует отметить, что знание самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества зависит от того, насколько эффективно они используются и применяются. При оценке конкурентоспособности продуктов в качестве факторов необходимо выбирать показатели, которые не только характеризуют продукт, но и способ применения продукта и его пользователей.

В качестве оценочных критериев предлагается использовать следующие группы факторов: назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т. п.); безопасность; экологические, патентно-правовые (патентные чистота и защита); стандартизация и унификация; сертификация; органолептические, экономические. Данные факторы позволяют выразить соответствие качества и конкурентоспособности продукта уровню качества продуктов рыночных лидеров. Очевидно, что только часть показателей может быть оценена количественно, поэтому широко используются качественные шкалы измерений.

Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: «качество – цена». Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности: оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю (характеризующему уровень потребительских свойств товара и его способность решать проблемы потребителей) и цене.

В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей качества, возможно использование отдельных показателей и цены. Все исследуемые продукты наносят на поле матрицы «качество – цена», используя в случае необходимости в качестве третьей координаты (радиус окружности) объем реализации; для всей совокупности анализируемых продуктов определяют среднее значение показателя качества и цены и проводят линии, характеризующие эти средние значения. Подобная оценка проводится для всех важнейших рынков; по степени концентрации продуктов-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяют остроту конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке, исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая (если кто-то придерживается другого мнения, то его выбор будет иным), корректируют производственно-сбытовую политику с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевой продукции.

С точки зрения оценки конкурентоспособности и результативности деятельности организации на рынке можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения: имидж организации; концепция продукта, на которой базируется деятельность организации; качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню; уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности; разнообразие номенклатуры продуктов; суммарная рыночная доля главных видов деятельности; мощность научно-исследовательской базы; мощность производственной базы; финансы — как собственные, так и привлекаемые со стороны; рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок; частота и глубина проводимых маркетинговых исследований; предпродажная подготовка; эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения; уровень стимулирования сбыта; уровень рекламной деятельности; политика фирмы во внешней предпринимательской среде. Перечень факторов можно детализировать и дополнить за счет показателей конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности.

Л. Мельникова, канд. биол. наук; Е. Васенкова, канд. физ.-мат. наук; Е. Гарус РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию»,Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь