Индия сладкоежек

К Празднику огней индийский рынок кондитерских изделий «взрывается»

На рынок вышли мировые гиганты, обеспечив индийцев широким ассортиментом упакованного шоколада. Фото: trekearth.com

В то время, пока в Индии отмечается Дивали (Праздник огней), компания Mintel подводит итоги своего очередного исследования рынков. В данном случае речь идет об индийском рынке кондитерских изделий.

В Индии

Аналитики из Mintel отмечают, что сейчас эта отрасль находится на подъеме. Если брать в расчет шоколад, то тут Индии нет равных — с 2008 по 2011 годы этот рынок вырос на 21%. Потребление шоколада растет в Индии быстрее, чем в какой-либо другой стране. Если в 2008 году продажи шоколада в денежном выражении там составляли 418 долларов, то в 2011-м этот показатель вырос до 857 долларов, то есть за три года рынок удвоился — в 2008 году было продано 50 тонн шоколада, а в 2011-м — 88. Потребление шоколада в стране в 2008 году составляло 40 граммов на душу населения, а спустя три года — уже 70 граммов.

Для сравнения, в Европе этот показатель существенно выше: во Франции и Великобритании — 6 килограммов на душу населения, а в Германии и того больше — 8 килограммов на душу населения. Вместе с тем аналитики считают, что у индийского кондитерского рынка очень большой потенциал, и в ближайшее время, по их прогнозам, он будет только расти.

Один из аналитиков Mintel — Диипа Дсуза (Deepa Dsouza) говорит, что потребление шоколада в Индии действительно растет быстрыми темпами. Особенно высок спрос на шоколад среди городских жителей. Раньше шоколад считался самым дорогим продуктом из всего ассортимента кондитерских изделий (по сравнению с сахаром или жвачкой). Спустя какое-то время производителям удалось вывести на рынок продукт, который был бы более доступным, чем раньше. На индийский рынок со своим шоколадом вышли мировые гиганты, тем самым обеспечив индийцев широким ассортиментом доступного шоколада.

По словам Дсузы, высокий спрос на шоколад и шоколадные конфеты в коробках объясняется тем, что такие продукты выпускаются в упаковке и имеют больший срок годности, чем традиционные индийские сладости. Кроме того, индийцы считают их более «чистыми» — тоже, кстати, благодаря упаковке.

Спрос на кондитерские изделия, и в частности, шоколад, обычно подскакивает в Индии в преддверии праздников вроде Дивали, когда сладости покупают для подарков.

Но не все так «шоколадно» на индийском рынке шоколада. В связи с инфляцией, цены на сырье для производства этих кондитерских изделий постоянно растут, и производителям приходится «выкручиваться», чтобы стоимость конечного продукта «не кусалась», чтобы шоколад могли купить даже стесненные в деньгах потребители. Кроме того, индийские власти совсем не помогают этому рынку, что усугубляет положение дел.

Еще одной проблемой является то, что в обществе шоколад считается не очень полезным для здоровья продуктом, а потому производителям приходится выпускать «полезный» шоколад — низкокалорийный, с антиоксидантами и (или) низким содержанием сахара. Кстати говоря, спрос на шоколад с антиоксидантами в Индии за последние три года (с 2008 по 2011 годы) вырос на 400%. А спрос на шоколад с низким содержанием калорий и трансжиров (или вовсе без них) подскочил за тот же период на 200%. Главными игроками на индийском рынке шоколада сегодня являются такие компании как Mondelez, Nestle и Mars.

…И в мире

В то время как рынок шоколада в Индии только развивается, в Европы в этом отношении наблюдается спад. Если в 2008 году потребление шоколада в Германии составляло 770 тысяч тонн, то в 2011 году этот показатель составил уже 700 тыс. тонн. В Великобритании три года назад потребление шоколада составляло 362 тыс. тонн, теперь — 350 тыс. тонн. В Италии, правда, отмечается небольшой подъем рынка — с 98 тыс. тонн в 2008 году до 104 тыс. тонн — в 2011-м.

Россия представляет собой один из наиболее перспективных развивающихся рынков для производителей шоколада, говорится в исследовании KPMG. Пока потребление шоколада на душу населения у нас составляет 50 процентов от этого показателя по Западной Европе: россияне съедают в год в среднем 4-5 килограммов шоколадных изделий. В 2011 году в стоимостном выражении рынок увеличился почти на четверть.

Самым динамичным сегментом в денежном выражении стали шоколадные плитки (их доля на рынке оценивается в 22%). По оценке экспертов, к 2016 году российский рынок, оцениваемый сейчас более чем в 8 млрд долларов США, вырастет на 45%. Россияне будут переключаться на более дорогую продукцию, в том числе на конфеты ручной работы, прогнозируют эксперты. Сами производители не ожидают такого стремительного развития рынка.

Источник: upakovano.ru